Крупным планом
Игорь Моисеев: "Всё, что останавливается, перестаёт существовать. Жизнь − это непрерывное биение сердца"
Кто-то сочиняет романы, кто-то − стихи или музыку, Игорь Моисеев сочинял танцы. Шаг за шагом, передавая навыки из ног в ноги, он стал гением.
"Профессия, которой я занимаюсь, она мне не навязана, она избрана мной, я её люблю. В этом отношении я счастлив".
Он мог родиться в Париже, где мама, модистка, познакомилась с молодым юристом из России. Однако семья поселилась в Москве. Его родители боялись дурного влияния улицы, но записали сына не на бокс, а на балет. Пластичный мальчик попал в хореографическое училище Большого театра.
"В каждом интересном человеке значительно то, что он незауряден, не похож на всех и второго такого уже нет".
Характер он проявил, отстаивая педагога, ради которого пошёл к наркому просвещения. Юноша с горячим сердцем вызвал доверие у Луначарского. Играя с ним и с Маяковским в бильярд, они обсуждали культуру, в том числе физическую.
Моисееву предстояло стать первым постановщиком физкультурных парадов на Красной площади. Для этого он привлёк танцоров из всех 15 республик СССР. Фантазия хореографа восхитила Сталина, на предложение создать ансамбль народного танца вождь сказал громкое "да". Интриганы Большого театра завистливо вздохнули, а Игорь Моисеев набрал в лёгкие воздух.
Первую репетицию со своим ансамблем хореограф провёл в феврале 1937 года. С тех пор днём и ночью он служил своему делу, изучая культуру разных народов и работая над каждым движением.
Изящность линий и неземные полёты щедро отдавались зрителю. Себе танцоры оставляли изнурительный труд и боли в суставах. Сапожники не успевали чинить их обувь.
В годы железного занавеса артистов ансамбля Моисеева первыми выпустили из Советского Союза. В 1955 году ансамбль выступал в Париже на сцене Гранд-опера. Искушённая Франция восхищалась маэстро, который мог быть их земляком.
"Моя мать была наполовину француженка. В детстве с 3 до 5 лет я жил в Париже. С огромным удовольствием я вновь оказался здесь".
60 зарубежных стран! Триумф в одной стране сменялся успехом в другой, и везде Моисеев заботился, чтобы артистам хватало времени на музеи. Он сам проводил экскурсии по Лувру, Прадо, рассказывал об истории Египта и Древней Греции.
"Великим космополитом" называли энциклопедически образованного Моисеева, даже когда это слово было под запретом. Но он не боялся и говорил: "Политика для меня вторична, сначала − искусство". По этой же причине он 18 раз отказывался вступить в КПСС.
Его уважали абсолютно все, в его присутствии не сидели. Боялись и обожали, а личные беседы запоминали навсегда.
"Можно притвориться богатым, можно притвориться бедным, можно притвориться даже умным. Но абсолютно невозможно притвориться интеллигентным".
Маэстро прожил больше 100 лет, испытав все коллизии ХХ века и доказав главное: когда не можешь изменить историю, в твоей власти честно прожить собственную жизнь.