Это интересно
Химия кино
Хватит драм, давайте комедии! Министерство культуры рекомендует вновь открывшимся кинотеатрам в ближайшее время показывать светлые и лёгкие фильмы, исключив из проката мрачные киноленты. Публике в масках и перчатках нужен позитив на экране.
Учёные говорят, что фильмы влияют не только на настроение, но и на здоровье. Целиком картинку, звук и цвет мозг каждого человека воспринимает одинаково. А вот лимбическая система, отвечающая за эмоции, у всех срабатывает по-разному. Например, диабетикам крайне не рекомендуют к просмотру хорроры.
Ирина Хвингия, нейропсихолог:
– Меняется не только психологическое состояние, меняется и биохимия крови. Если мы говорим о сильных фильмах ужасов, доказано, что в состоянии сильного страха меняется и уровень сахара в крови.
Фильмы короля саспенса Альфреда Хичкока – редчайший пример киногипноза. Его картины затуманивают сознание, удерживают внимание от начала и до конца. Группа американских учёных исследовала феномен Хичкока. Зрителей подключили к аппарату МРТ и демонстрировали отрезки из разных фильмов. Выяснилось, что мозг будто бы парализовал волю, заставляя людей смотреть только в центр экрана и погружаться в сюжет.
Тая Тонкова, актриса:
– Он был мастером создать ужасающую атмосферу. И за счёт звуков, и за счёт картинки. Иногда он намеренно использовал чёрно-белые кадры для того, чтобы усилить влияние, нагнетать ситуацию.
Великий режиссёр был тонким психологом. Он знал, как и на кого воздействовать с помощью кино. В своё время откровением стал синдром "хичкоковской блондинки".
Тая Тонкова, актриса:
– Как оказалось, мужчинам нравится смотреть, когда в кадре страдает прекрасная белокурая женщина. То есть тут существуют какие-то животные тёмные человеческие стороны, которые он вскрывал.
Не только фильмы ужасов раскладывают химический пасьянс в нашем мозге. Повысить уровень гормона счастья эндорфина легко, посмотрев пару хороших комедий. Вдобавок улучшается работа иммунной системы, а кровеносные сосуды расширяются более чем на 20%, что очень полезно для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Правда, такая терапия подходит не каждому.
Ирина Хвингия, нейропсихолог:
– Есть такое понятие как "психологическая анестезия", когда эмоции блокируются. Иногда бывают настолько сильные переживания, что человек перестаёт ощущать эмоции. В таком случае на него эти фильмы как будто бы не действуют.
Исследования учёных в последнее время берут на заметку и сами деятели киноиндустрии. Они проводят эксперименты на фокус-группах, показывая им уже отснятый материал прежде, чем выпустить его на большой экран.
Тая Тонкова, актриса:
– У нас на лице около ста мышечных единиц, которые передают эмоцию. Есть специальное оборудование и программы, которые позволяют эти движения считывать, фиксировать и говорить, что в этом месте, например, зритель испугался, а вот тут ему было смешно.
Насколько зритель готов к мелодрамам и триллерам после изоляционного забвения, выяснят работники кинотеатров с помощью простого подсчёта – купленных билетов на тот или иной сеанс. Пока что выигрывают картины, повышающие уровень эндорфинов.