Меню

Москва 2:34 22 ноября 2024

Громкие слова

Громкие слова: железный занавес, артист погорелого театра

Раскроем истинный смысл известных фразеологизмов в рубрике "Громкие слова"!
© АО "ТВ Центр"
Представьте ситуацию: невозможно получить какую-либо информацию из зарубежа, выехать из страны нельзя... Всё, скажут граждане, опустили железный занавес
© АО "ТВ Центр"
И ещё одно выражение. О театре, который, как некоторые думают, сгорел. На самом деле ничего подобного

Представьте ситуацию: невозможно получить какую-либо информацию из-за рубежа, выехать из страны нельзя... Всё, скажут граждане, опустили железный занавес.

А ведь изначально эта фраза была совершенно о другом. В прямом смысле железный занавес означает конструкцию, отделяющую сцену от зрителей в театре. Любопытно, что железные занавесы используют до сих пор, если в зрительном зале более 800 мест. Всё дело в том, что на сцене очень много горючих материалов, пожар может сразу перекинуться в зрительный зал, и нужно сделать так, чтобы зрители успели спокойно покинуть свои места и уйти, не пострадав при этом. Известной метафорой это выражение стало благодаря Уинстону Черчиллю. В своей знаменитой Фултонской речи 5 марта 1946 года политик произнёс: "Над миром опустился железный занавес". Таким образом он обозначил начало холодной войны. В этом смысле занавес отделяет социалистический мир от мира капиталистического. Это выражение использовала как советская, так и западная пропаганда. В Советском Союзе утверждали, что железный занавес опустили со стороны Запада, а на Западе, напротив, винили во всём СССР. Считается, что своеобразным разрушением этого занавеса стало падение Берлинской стены. Но само понятие, конечно, осталось.

И ещё одно выражение. О театре, который, как некоторые думают, сгорел. На самом деле ничего подобного.

К пожару выражние "артист погорелого театра" не имеет никакого отношения. Слово "погорелый" означает "прогоревший". Мы до сих пор можем говорить "банк прогорел" в значении "обанкротился". То есть театр обанкротился, потому что артист очень плохой. Получается, что амбиции этого артиста не подтверждаются его творческими способностями. Появилась эта фраза в России в XIX веке. Говорили так только про актёров и никогда про музыкантов или, например, художников. Быть артистом в те времена было так же несолидно, как быть парикмахером. Только в конце XIX века театр резко поднял свой статус.



Смотрите также

Субботний Рамблер