Хит-просвет
Кто подарил нам "Белые розы"?
Год 1987. Советские школьники обменивались аудиокассетами с затёртой до дыр плёнкой, на которой был записан голос 14-летнего подростка. Такого они ещё не слышали.
Наташа Королёва, певица:
– Я училась в 8-м классе. Подружка принесла в школу кассету и говорит: "Тут такая группа крутая!".
Песню "Белые розы", под которую рыдали тысячи девушек, написал Сергей Кузнецов – 20-летний руководитель музыкального кружка оренбургского детского дома. В качестве исполнителя он выбрал своего воспитанника Юру Шатунова, который в то время музыкой не интересовался, предпочитая хоккей. Песню записали в кустарных условиях. Кузнецов сделал десятки копий и отправился с кассетами на вокзал.
Андрей Саблин, журналист:
– Здесь в 1988 году находился киоск звукозаписи. Нередко можно было увидеть, как Сергей Кузнецов тащит полную коробку записанных кассет со своим альбомом, которые за неделю расходились по всей стране через поезда дальнего следования.
Молодёжь была в восторге. Кузнецов привлёк ещё несколько ребят из интерната и организовал концерты. Однако администрации детского дома такой успех воспитанников категорически не понравился. Где это видано, чтобы дети носили джинсу на голое тело, подводили глаза и пели про увядшие розы? Кузнецова уволили, Шатунова вернули к учёбе и попросили подтвердить серьёзные намерения в телеинтервью.
На этом история "Белых роз" могла закончиться, если бы песню не услышал Андрей Разин – тоже детдомовец, но уже придумавший, как обойти любые запреты на творчество. Он влился в музыкальную тусовку, выдавая себя за племянника Горбачёва.
Алексей Глызин, певец:
– Естественно, это было понятно, и все уже знали, что он – это "племянник Горбачёва". И все думали: то ли это гениальный авантюрист, то ли наглец чистой воды.
Попробовать себя в роли продюсера лжеплемяннику посоветовал композитор Юрий Чернавский, который в то время раскручивал группу "Мираж". Разин разыскал Кузнецова и предложил ему перезаписать "Белые розы" уже на профессиональной аппаратуре. А сам отправился в детский дом за Шатуновым и ещё десятком подростков, которых привёз в Москву. Уже через несколько недель возрождённый "Ласковый май" давал по 4 концерта в день, а песню "Белые розы" знал весь Союз.
Александр Новиков, поэт, композитор:
– Того, что сделал Разин, не сделал больше никто, потому что такой популярности, как у "Ласкового мая", у нас в стране за всю историю не было! У молодёжи не было своих песен, кроме комсомольских, которые им навязывали. И вдруг они появились!
Песня, за которую Кузнецова выгнали с работы, попала на главную музыкальную программу "Утренняя почта". Ансамбль детдомовцев начал зарабатывать баснословные деньги, а по популярности "Ласковый май" обошёл "Кино", "Мираж" и "Машину времени". У Шатунова и компании была невиданная для советской эстрады аудитория – подростки 12-16 лет.
Группа распалась в 1991 году, Юрий Шатунов объявил о начале сольной карьеры. Но превзойти успех "Ласкового мая" не вышло. Сегодня артист редко даёт интервью, живёт с семьёй в Германии, активно занимается спортом и очень любит компьютерные игры. Песни тоже пишет и гастролирует с ними по миру. Но главный хит юности – "Белые розы" – исполняет редко и только когда приезжает на родину.