Крупным планом
Фрунзик Мкртчян – комик с грустными глазами
Его актёрский путь начался в большом ленинаканском дворе. Мальчишку по имени Фрунзе, названного в честь известного революционера, соседские хулиганы с именами Маркс и Энгельс дразнили за огромный нос. Однако драться он не любил.
Дворовой знаменитостью его сделали спектакли на домашних лестницах. А однажды случайный зритель, оказавшийся режиссёром, предложил ему роль в театре. Отец Фрунзика, тайком увидев его игру в настоящем театре, благословил сына, сказав: "Ты выбрал правильную дорогу".
Он приехал в Ереван и без экзаменов, с пометкой "исключительно талантлив", был принят в театральный институт сразу на второй курс. Билеты на спектакли Мкртчяна в Театр имени Сундукяна было не достать. Ереванская публика на руках выносила его со сцены и отвозила в ресторан. Артист и представить себе не мог, как можно отказать своему зрителю.
В море поклонниц он заметил молодую актрису. Донара Пилосян стала его женой, у них родились дети, Фрунзика заметили в кино – жизнь обещала быть интересной. Мкртчян был счастлив, когда Леонид Гайдай пригласил его сниматься. Неожиданно Донара заявила: или она наложит на себя руки, или поедет с ним как жена и, между прочим, актриса!
Наталья Варлей, актриса:
– Иногда поймаешь глаз: она внимательно смотрит, как там Фрунзик, не слишком ли близко подошёл. Но Фрунзик не подходил близко.
Жена изматывала его ревностью, устраивала шумные истерики, а если он выпивал, выгоняла спать на балкон. В итоге Донара оказалась в психиатрической клинике. Её болезнь передалась потом и сыну. На Фрунзика сваливались одни проблемы, так что он с радостью от них убегал по первому звонку киногруппы.
Комедия "Мимино" сделала его самым известным в стране армянином. Узнав, что в фильме поёт грузин Кикабидзе, Мкртчян посчитал своим долгом исполнить что-нибудь армянское. Анекдотичный спор о том, кто лучше – грузины или армяне, стал солью, перцем и ароматной приправой комедии. Валико и Рубик в жизни не спорили. Друзья ездили друг к другу в гости, встречались в Москве и делились лучшим, что у них было. О своей беде Фрунзик молчал.
Вахтанг Кикабидзе, актёр, певец:
– Он уже не выдерживал, наверное, этого бремени горя. И я видел, что ему неинтересно, о чём мы говорим. Лишь бы выпить и заснуть.
Он попробовал сколотить семейную лодку ещё раз. Первая красавица Еревана Тамара Оганесян была вдвое младше него, но сумела отогреть мужа заботой и любовью. Через полгода они развелись. Причина развода до сих пор остаётся тайной, которую любимец публики унёс с собой. Добрый юмор, свет в душе и дорогу, по которой шёл Фрунзик Мкртчян, он оставил людям.