Крупным планом
Георгий Бурков: "Смерть – пропасть. Нам кажется, что смерть у нас впереди, а она сбоку"
Четыре раза он безуспешно штурмовал столичные вузы. Дело было даже не в том, что у юноши из Перми был говор. Его браковали за невнятную речь.
32-летнего актёра Пермского областного театра заметил московский режиссёр Борис Львов-Анохин, предложил роль в Театре имени Станиславского и место в общежитии. Увы, премьеру дебютант сорвал: ночь накануне он провёл с приехавшим в Москву земляком.
Столичная жизнь чуть не закончилась, едва начавшись. Его уволили, потом снова приняли. В дневнике Бурков написал: "Я изворотлив. Моя цель – продержаться. Москва – волчий город".
Никому не известный провинциал чувствовал себя неуютно. Ни с кем не сближался и стеснялся всего на свете, пока не познакомился с будущей женой. Актриса театра Татьяна Ухарова разрешила проводить себя домой и по дороге поняла: так доверительно она ни с кем ещё не разговаривала. Через месяц они поженились.
В общежитской комнатке без мебели родилась Машенька. Выдержать катастрофическое безденежье помогала большая любовь. Но отсутствие достойных ролей нельзя было заменить ничем.
"Я готов и отвечаю за гениальность исполнения. Через год играть Гамлета! Это приказ!"
Татьяна Ухарова, актриса, вдова Георгия Буркова:
– "Анна" – это его первая роль в театре Станиславского была. Очень успешная. Он играл здесь пьяницу. С этого началось такое его амплуа.
Эльдар Рязанов, кинорежиссёр:
– Он был просто замечательный парень. И эта внешность простецкая, внешность немного забулдыги, такого парня из народа!
Парень из народа был невероятно интеллигентен. Как-то на съёмки один из актёров пришёл подшофе, и все вокруг стали над ним смеяться. Бурков, чтобы тому не было обидно, тут же рассказал свою пьяную историю. Через минуту хохотали уже над ним.
Лев Дуров, актёр:
– Талант настоящего рассказчика в том, что он делает вид, что ничего смешного, а все вокруг лежат от хохота.
Больше 60 киноролей, и ни одной главной. Никто и представить не мог, что творится в душе артиста. Горестными разочарованиями делиться было не с кем. Вдруг он нашёл друга. "Джорджоне" шутливо обращался к нему Василий Шукшин, ставший близким и дорогим человеком, с которым можно было молчать, говорить и мечтать.
"Смерть – пропасть. Нам кажется, что смерть у нас впереди, а она сбоку".
Фильм "Они сражались за Родину" стал для Василия Макаровича последним, а Георгий Бурков до конца жизни был опустошён. На творческих встречах его всегда спрашивали о друге. Однажды он не сдержался.
Александр Панкратов-Чёрный, актёр:
– Жора так махнул рукой, чего-то хотел сразу ответить, и вдруг рука опустилась медленно. Он на зал так посмотрел, посмотрел и заплакал.
Бурков прожил недолгую жизнь, оставив зрителям яркий образ и огромное количество дневников, которые Татьяна назвала "Хроникой сердца". В этой книге собраны шутки, боль и размышления несостоявшегося Гамлета советского кино, философа и идеалиста.