Личное дело
Шехтель-художник
Он всегда работал легко, без устали. Неисчерпаемая фантазия и фанатичная преданность делу позволили этому зодчему создать более 80 уникальных проектов и оставить след в сердцах людей. Король русского модерна – Фёдор Шехтель.
Франц-Альберт Шехтель – потомок баварских колонистов. Многие друзья называли его Францем. Франц Осипович – так обращался к нему Антон Павлович Чехов. Имя Фёдор Шехтель примет позже, когда из католичества перейдёт в православие. Фёдору было 16 лет, когда он перебрался в Москву. В доме Третьякова юноша познакомился с известным архитектором Александром Каминским. Эта встреча оказалась судьбоносной.
"Профессии не выбирал – было решено давно: конечно же, архитектурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества".
В училище молодой человек подружился с Исааком Левитаном и Антоном Чеховым. Шехтель проявляет свою неудержимую фантазию, которая выходит из его умения рисовать. Вместе с Чеховым будущий архитектор начал сотрудничать с юмористическими журналами, подписывая работы псевдонимом "рисовальщик Финь-Шампань". Кстати, псевдоним другу придумал Антон Павлович. Для Чехова Шехтель оформил обложку первого сборника рассказов.
Шехтель иллюстрировал театральные афиши, ресторанные меню, обложки для нот. Друзья в шутку называли его "виртуозный карандаш". Он близко дружил с театральным миром, часто оформлял сцену, придумывал костюмы.
Первый серьёзный успех пришёл к художнику в 1883 году. По случаю коронации Александра III проводили праздничные парады и представления. Костюмированную постановку "Весна красна" поручили оформить Фёдору Шехтелю. К сожалению, многие его наброски и эскизы не сохранились, ведь он относился к ним как к рабочим материалам и легко раздавал режиссёрам и друзьям. Уцелели лишь два альбома с уникальными эскизами Шехтеля.
После признания на высшем уровне посыпались заказы на архитектурные проекты. Особняк семьи Морозовых в газетах называли "московским чудом". Когда Савва Морозов решил открыть новое здание для Художественного театра в Камергерском переулке, перестраивать его пришлось Шехтелю. Именно он придумал незабываемую зеленоватую цветовую гамму и, конечно, занавес, который выглядит как морская волна, над которой парит белая чеховская чайка.
Для друзей Шехтель работал безвозмездно.
"Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет, и делает более или менее счастливым. Я уверен, что без работы я был бы никуда не годен – как часы, не заводимые аккуратно и постоянно".
Парадоксально, но факт: Шехтель так и остался недоучкой, ведь диплома он так и не получил. Но заказы следовали один за другим.
"Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трёх сёстрах – архитектуре, живописи и скульптуре".
Сегодня на улицах городов мы видим здания, спроектированные великим Шехтелем. Если бы этот замечательный архитектор не обладал бы талантом художника и рисовальщика, чувством гармонии и композиции, вряд ли бы он смог добиться таких потрясающих успехов и в архитектуре.
