Главный экспонат
Шедевр от Лихтенштейна
Недаром говорят, что устами младенца глаголет истина. Однажды сын Роя Лихтенштейна попросил отца доказать, что тот художник, и нарисовать что-то запоминающееся, как комикс. Рой тут же сделал набросок в стиле американских комиксов. Сын остался доволен, а художник нашёл приём, который его прославит.
Американский художник Рой Лихтенштейн создал картину и назвал её иронично – "Шедевр". Он не прогадал: на одном из аукционов её продали за 165 миллионов долларов. Один из секретов успеха художника раскрыл Кеннет Терент, его друг детства: "Он такой человек. Будет работать, пока не добьётся желаемого. Мы даже подшучивали: десять раз лучше, чем один".
На поиски собственного стиля у художника ушли десятилетия. Лихтенштейн экспериментировал с различными направлениями: сюрреализмом, кубизмом, экспрессионизмом. Его фирменным стилем стали точки Бен-Дэй. Это техника, которую изобрел в 1879 году Бенджамин Генри Дэй для промышленной печати. Уникальность метода заключается в определённом расположении точек на поверхности.
Главное, чего хотел добиться Лихтенштейн, – чтобы они выглядели как напечатанные, а не нарисованные человеком. Именно поэтому он использовал несколько цветов, а также чёрные точки и чёрные линии.
Первая персональная выставка художника имела большой резонанс: одни жёстко критиковали художника, считая Лихтенштейна поверхностным, другие, напротив, восхищались его творчеством. На выставку пришёл Энди Уорхол. Он так проникся работами художника, что ушёл от изображения героев к показу предметов массового потребления.
В начале 1960-х Лихтенштейн обращается к комиксам. Первой в стиле комиксов оказалась работа "Смотри, Микки". Рой вспоминал: "Воспроизведение комикса вместе с особенностями его печати просто показалось мне идеей, которую стоит попробовать. Я повесил картину в мастерской, чтобы её обдумать, но быстро понял, что уже не могу вернуться к абстракции... Микки оказался слишком требовательным".
Он копировал изображения, накладывая их на холст с помощью диапроектора, и добавлял что-то от себя, подчёркивая ироничное настроение картины. На картине "Шедевр" мы видим комиксное изображение мужчины и женщины. Она говорит ему, что его работа – подлинный шедевр. И что очень скоро он взбудоражит весь Нью-Йорк. Художник признавался: "Эти картины должны выглядеть как фальшивка, и, думаю, мне это удаётся".
Кстати, Лихтенштейн изобрёл мольберт, способный в процессе работы разворачивать холст. Это давало техническую возможность работать над произведением с любого угла.
Лихтенштейна обвиняли в плагиате. Дело в том, что его комиксные изображения были очень похожи на настоящие комиксы. Были даже случаи, что художник судился с авторами этих изображений. Он считал: "Мне кажется, я не просто перерисовываю комиксы, а привношу что-то новое и в результате создаю произведение искусства".
Придя в музей, не стоит предъявлять завышенных требований к картинам Лихтенштейна. Они ничем не отличаются от того, что мы каждый день видим с экранов телевизоров или в журналах. Однако стоит внимательно их рассмотреть и насладиться яркими цветами и надписями, которые дают некоторые подсказки к пониманию творчества художника.