Главный экспонат
Берёзовая роща Куинджи
В начале 1879 года все с нетерпением ожидали седьмую выставку передвижников. Однако открытие экспозиции специально задержали на неделю ради одного художника, который не успел завершить три большие картины. Публика негодовала! На подобный поступок мог решиться только один художник – Архип Куинджи.
Сергей Заграевский, академик Российской академии художеств:
– Картина "Берёзовая роща" сразу была воспринята неширокой публикой, но специалистами. Шишкин, например, говорил так: "Это не картина, это то, с чего мы все можем писать картины".
В результате, картина понравилась коллегам. Кстати, все три представленные работы Куинджи “После дождя“, “Север“ и “Берёзовую рощу“ тут же купил Павел Третьяков, заплатив художнику более шести тысяч рублей.
Сергей Заграевский, академик Российской академии художеств:
– Куинджи был великим мастером контрастов. Здесь, на "Берёзовой роще", ярко-белые берёзы, светло-зелёная трава, тёмно-зелёный лес.
Вскоре после выставки в прессе появилась анонимная статья, которая обвиняла художника в безвкусице. В ней было сказано, что автор слишком "перезеленяет" свои картины.
Сергей Заграевский, академик Российской академии художеств:
– Композиционный приём, который позже, в середине XX века, освоили и художники, и фотографы – не бояться срезать верхушки.
Поклонники называли Куинджи художником света. Недоброжелатели обвиняли его в злоупотреблении дешёвыми эффектами. Архип Иванович всегда сам устанавливал свои работы. Окна завешивал чёрными шторами, направлял луч лампового света на полотно, отчего оно начинало светиться. Для конца XIX века такое представление картин было уникальным и производило сильное впечатление.
Сергей Заграевский, академик Российской академии художеств:
– Он был довольно скандальным, даже судился, потому что его удивительные световые приёмы начали копировать. Он судился за авторские права на свои приёмы.
Куинджи усердно изучал астрономию, законы оптики, живо интересовался химией пигментов. Ходили слухи, что сам Менделеев готовил художнику краски.
Сергей Заграевский, академик Российской академии художеств:
– Сейчас всё исследовано – ничего особенного в красках Куинджи нет. Он пользовался абсолютно такими же красками, что и все художники своего времени.
Куинджи не боялся экспериментировать – все цветовые решения в его работах были новаторскими. Например, в "Берёзовой роще" цвет доведён до физической ощутимости. "Интересно хорошенько рассмотреть в лупу – из каких красок составлен этот свет. Кажется, что и красок таких-то нет. Просто дьявольщина какая-то", – говорили некоторые восторженные посетители выставки.
Сергей Заграевский, академик Российской академии художеств:
– Про Куинджи говорили, что у него уникальный глаз, который позволяет видеть так, как больше не видел никто из художников.
Берёзовая тема не отпускала живописца всю жизнь. За двадцать с лишним лет он написал семь "Берёзовых рощ", из них только две считаются завершёнными.