Главный экспонат
Сказочный гений Хундертвассера
С самого детства этого живописца вдохновляло всё необычное и раздражало стандартное. В поисках собственного стиля молодой человек начал с изменения имени: Фридрих Штовассер на более благозвучное Фриденсрайх Хундертвассер, что в переводе с немецкого означает "богатство мира и сто вод".
Обучение у художника не заладилось: он всегда считал, что знает больше, чем ему могут преподать. Так, например, в Венской школе изящных искусств он проучился три месяца, а в Париже провёл в школе всего один день. Лучшим учителем Хундертвассер считал природу. Неудивительно, что символом творчества он выбрал улитку. В 1952 году в Венском арт-клубе состоялась его первая персональная выставка. Публика посчитала картины художника гениальными, критики – китчем.
Художник Хундертвассер работал в уникальном стиле и был большим мастером провокационных перформансов. Но больше всего на свете он обожал волнистые линии и спирали.
Фриденсрайх Хундертвассер, архитектор, живописец:
– Прямая линия ведёт к гибели человечества.
Он был эксцентричной личностью, например, всегда носил носки разного цвета, моделировал собственную одежду и даже изготавливал обувь.
К одной из самых ярких провокационных акций художника относится мероприятие в Гамбурге. Мастер, позвав зрителей, решил писать спиральную линию от пола по всем стенам. Процесс длился достаточно долго, публика быстро заскучала и разошлась. Однако художник отказывался заканчивать мероприятие до тех пор, пока линии не сойдутся на потолке.
Фриденсрайх Хундертвассер, архитектор, живописец:
– Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни.
Хундертвассер – это человек-оркестр. Он плодотворно работал не только в живописи: разрабатывал дизайн монет, эскизы почтовых марок и даже государственных флагов. В 1980-х он начал проектировать архитектурные строения. По сей день дом Хундертвассера в Вене является одной из самых ярких достопримечательностей.
Фриденсрайх Хундертвассер, архитектор, живописец:
– Я вижу дома, выкрашенные в цвета, светящиеся в темноте, вместо уродливого бежевого цвета. И зелёные луга на крышах вместо бетона.
Завораживает то, как Хундертвассер работает с цветом. Художник самостоятельно готовил материалы для живописи: грунтовку, лак, краски. Он разрабатывал уникальные рецепты, которые должны были гарантировать долгую жизнь его картинам. В полотне "Путешествие по морю и железной дороге" соединены все основные творческие методы художника. Кстати, он писал так, чтобы на картины можно было смотреть и в перевёрнутом виде. Спираль составляет основной композиционный центр картины. В ней мастер зашифровывает саму идею путешествия.
Художник часто путешествовал, он не думал осесть и остепениться. И всё же одним из его любимых убежищ был корабль-дом. На этом судне, ранее перевозившем соль, Хундертвассер пересёк практически весь мир. Одновременно мы путешествуем и по железной дороге, представленной в центре полотна, и по воде, которую узнаём в нижней части картины.