Люди настроения
Вера Мухина: "Не забывайте изобразительное искусство. Оно может дать народу не меньше, чем кино или литература"
Прошло более 80 лет с тех пор, как величественная скульптура "Рабочий и колхозница" стала главным памятником страны и эпохи. О том, что автор нового символа социализма происходила из знатного купеческого рода, никто тогда и подумать не мог.
"Я родилась в Риге. Мой дед, Кузьма Игнатьевич Мухин, был богат, он продавал муку и лён в Германию, Англию. Но в доме о делах не говорили. Много читали, спорили о театре, я брала уроки пения".
Маму, умершую от чахотки, Вера не помнила. Вместе с сестрой её воспитывал отец, а когда умер и он, девочек опекали родственники. В 1911 году завидные невесты поселились в Москве, собираясь блистать на балах, но Вера увлеклась скульптурой. Её тянуло в Париж, учиться, что страшно пугало родню. Помог, как водится, случай, причём несчастный. Катаясь на санках, она поранила лицо и лишилась части носа. Впоследствии Мухина говорила, что это падение обогатило её жизнь, ведь после 10 пластических операций опекуны сдались и сами отправили её в Париж.
"Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его".
В бурлящей столице художников Мухина училась у Бурделя, ученика Родена, увлекалась кубизмом и другими, как она говорила, "измами", щедро рассыпанными в то время. Это был 1912 год. А в 1914-м приехавшую на родину Веру застала Первая мировая война. Не раздумывая, она записалась в медсёстры и в госпитале познакомилась с талантливым врачом Алексеем Замковым. Они поженились, а после революции решили остаться в стране, хотя всё её имущество было конфисковано. Вера Мухина стала изобретать наряды для советских женщин.
"Красота должна стать частью повседневной жизни, войти в быт. Она смягчает нравы, развивает вкус".
Она сотрудничала с театрами, увлекалась художественным стеклом. В Советском Союзе появился термин "мухинские вазы". Мало кто знает, но именно ей приписано авторство дизайна советского гранёного стакана с ободком и пузатой пивной кружки. Но главной страстью оставалась скульптура. Особых восторгов удостоилась её "Крестьянка", твёрдо стоящая на земле, с мужскими руками, которые Мухина лепила с рук своего мужа. Сегодня скульптура хранится в музее Ватикана. Другую самую известную работу художницы не хотел возвращать Париж.
"Художнику важен свободный труд! Без Партии я имею право думать сама, чтобы принести в мир немного добра".
В 1937 году беспартийная художница выиграла конкурс на создание советского павильона-монумента для Всемирной выставки в Париже. Рождённых в муках "Мальчика и девочку", как она с любовью назвала "Рабочего и колхозницу", Мухина собирала 4 месяца. Всё это время на неё сыпались доносы завистников и тех, кто искал в скульптуре тайные символы и знаки, угрожающие советской власти. Наконец гигантов весом в 75 тонн упаковали в 65 ящиков и в 28 вагонах отправили на берег Сены. Весь мир признал Мухину выдающимся мастером XX века, а её стальных героев – шедевром соцреализма. Скульптура была просто обречена стать первым советским брендом.
"Не забывайте изобразительное искусство. Оно может дать народу не меньше, чем кино или литература".
Не создав ни одного портрета члена ЦК и не выполнив ни одного партийного заказа, Вера Мухина познала триумф художника в советской стране, заплатив за него отсутствием друзей, невоплощёнными проектами и здоровьем. Через 11 лет после смерти Алексея Замкова рядом с надписью на надгробном памятнике: "Я сделал для людей всё, что мог" появилась вторая: "И я тоже".