Меню

Москва 19:21 21 ноября 2024

Это интересно

Криптоискусство: миллионы за воздух?

Что такое криптоискусство? В чём причины его сегодняшней популярности? И не похоже ли оно на мошенничество? Разберёмся с рубрикой "Это интересно".

Эрмитаж продал пять картин за 32 миллиона рублей. Но стены музея не опустели. Как это вышло? Реализовали не сами полотна, а их цифровые копии – так называемые NFT-токены. Торговля ими набирает обороты. Например, за свою работу "Серый пиксель" анонимный художник получил 1 миллион 300 тысяч долларов. Криптопанк 3100 ушёл с молотка уважаемого аукционного дома за семь с половиной миллионов долларов. Что это за токены и почему они стоят таких денег?

Юлия Манн, общественный деятель:

– Каждому изображению присваивается некий токен. Все наверняка наслышаны, что такое "блокчейн". Это цифровой ключ, который невозможно подделать. Аукционные дома не отстают от современных технологий, развиваются параллельно и стремятся привлечь всё более молодого инвестора.

Стоимость цифрового искусства зависит от нескольких факторов: популярности художника, актуальности темы и концепции, сложности выполненной работы. Довольно часто причиной покупки становится просто хайп. 

Один из самых знаменитых мемов –  родом из 2011-го, оценили его почти в 600 тысяч долларов. Из свободного доступа его потом не убрали, любой может не только посмотреть, но и скачать анимацию.

Владислав Ткачук, медиахудожник, член арт-группы Synticate:

– Смысл – сам факт обладания. В случае с гифками кота и подобными кейсами это не только факт обладания файлом на NFT-платформе, но ещё и причастность к истории, к большим медиасобытиям.

NFT-токены покупают в основном состоятельные люди, чтобы поддержать любимого художника или блогера. Хотя в будущем без прав на определённое изображение использовать его станет невозможно. Впрочем, уже сейчас на волне интереса к криптоискусству на нём зарабатывают. Перепродают токены всё дороже, а автор получает процент. Недавно работу арт-группы Synticate под названием Biomonitor приобрели за 4 эфириума, что равно почти миллиону рублей.

Владислав Ткачук, медиахудожник, член арт-группы Synticate:

– Начало пути цифрового арта происходит на уровне идеи, мы начинаем разрабатывать кичи – статичные картинки. После этого делаем тесты, прорабатываем это и рендерим в цвете.

Если ценность классической живописи, в каком бы виде она ни была, не оспаривается, то цифровое искусство у многих вызывает вопросы. Сумасшедшие цены за то, что ни на стену нельзя повесить, ни даже потрогать, кажутся неоправданными. Возможно, это пирамида от искусства? Или рождение новой формы?

Аристарх Чернышёв, медиахудожник:

– Цифровое искусство и аналоговое, так сказать материальное, не находятся в конфликте, как почему-то думают многие. Одно дополняет другое. Дополненная реальность потому и называется дополненной, что она дополняет нашу реальность, которая никуда не денется.

Иногда цифровые арт-объекты появляются и на улицах, но увидеть их может только владелец смартфона. Наводим камеру на QR-код, немного ждём и попадаем в пространство дополненной реальности, когда диджитал-творение можно рассмотреть со всех сторон.

Как знать, может, в будущем уважаемые коллекционеры станут носить предметы искусства на флешке. А те, кто использовал картинки без прав, заплатят штрафы в пользу авторов и владельцев. Пока в не совсем понятной ситуации хорошо сориентировались звёзды. Они стали продавать свои фотографии в качестве NFT-токенов. Линдси Лохан, например, выручила 17 тысяч долларов за свой цифровой портрет.



Смотрите также

Субботний Рамблер