Меню

Москва 13:01 21 ноября 2024

По кадрам

"Калина красная"

Почему съёмки стали настоящим испытанием для Василия Шукшина? И какие реальные истории вошли в фильм? Разберём картину "Калина красная" в рубрике "По кадрам".

"Калина красная" – последняя киноработа Василия Шукшина. Для него съёмки фильма стали настоящим испытанием. "В кадре всё должно быть правдиво", – твердил автор, постоянно перерабатывая неудавшиеся сцены. Благодаря такой скрупулёзности ленту ждал колоссальный успех. Разберём картину по кадрам.

"Калина красная" советский художественный фильм 1973 года. Режиссёр и сценарист – Василий Шукшин. Премьера состоялась 25 марта 1974 года. Картина стала лидером советского кинопроката: её посмотрели 62 миллиона зрителей.

Сюжет повести основан на ситуации из жизни двоюродной сестры Шукшина. Она, как и главная героиня, переписывалась с заключённым, который пообещал приехать к ней после освобождения. Автор произведения даже не стал менять имя родственницы на выдуманное, её так и звали – Люба Байкалова.

Когда режиссёр продумывал историю отношений Любы и Егора, он вспомнил о песне "Калина красная". Именно её напевала Лидия Федосеева на их первом свидании. Кстати, актриса, уже в статусе жены, сыграла главную женскую роль в фильме, поэтому Шукшин хотел сделать важную для них песню лейтмотивом любви героев. Но Ян Френкель запросил слишком большую сумму за использование композиции. Поэтому "Калина красная" в ленте звучит не полностью.

Роль матери Егора исполнила вовсе не актриса. Ефимия Быстрова рассказывает настоящую историю своей жизни, которая удачно совпала с событиями повести. Лидия Федосеева-Шукшина представилась журналисткой и задавала вопросы. Спонтанность съёмки можно легко заметить, потому что на крупном плане героиня то и дело выходит из кадра. Но это режиссёра совсем не смущало, главное, что фрагмент сделал ленту ещё более правдивой. Шукшин проникся историей настолько, что ещё много раз приходил и помогал по дому своей киноматери.

Сцена перепалки не удавалась несколько дней. Сначала репетировали полноценную драку, но режиссёр твердил, что всё "не то". Это было похоже на оперетту: настолько неестественно ощущались мизансцены, жесты и интонации актёров. На площадку пригласили профессионального постановщика трюков, но и это не помогло. Тогда кто-то предложил обратиться к настоящим бандитам, местным авторитетам. На удивление, те согласились помочь и поделились советами. Сцену наконец-то удалось снять.

Перед первым показом фильма комиссии Василий Шукшин нервничал так сильно, что ему сильно нездоровилось. Лента получила много замечаний и правок, а режиссёр попал в больницу. Через несколько дней сбежал, чтобы закончить монтаж.

Новая версия руководству тоже не понравилась, но её успел посмотреть сам Леонид Брежнев. Именно его личное одобрение решило судьбу картины. Успех ленты Василий Шукшин застал частично, через несколько месяцев после премьеры он скончался. А благодарные зрители, приходившие проститься с ним, держали в руках ветки красной калины.



Смотрите также

Субботний Рамблер