По кадрам
"Мы, нижеподписавшиеся"
Картину "Мы, нижеподписавшиеся" многие считают одной из самых недооценённых в отечественном кинематографе. Сама Татьяна Лиознова после премьеры говорила: пока фильм понимают далеко не все. Чем примечательно камео Иосифа Кобзона и кому разбили сырое яйцо о голову прямо на съёмке? Разберём по кадрам.
"Мы, нижеподписавшиеся" – советский двухсерийный художественный телефильм 1981 года. Режиссёр – Татьяна Лиознова. Сценарий основан на одноимённой пьесе Александра Гельмана.
Когда Татьяна Лиознова задумала экранизировать пьесу, она сразу обратилась к автору. Гельман предупредил амбициозного режиссёра: проект уже пытался запустить Элем Климов, но ему отказали все студии и не подписали разрешение "сверху". Однако автор сериала про Штирлица не была готова сдаваться: проявила характер и смекалку. На съёмки всё-таки дали добро.
Чтобы не ошибиться с актёрским составом, режиссёр позвала тех, с кем уже работала. Юрий Яковлев, Клара Лучко и Ирина Муравьёва играли в "Карнавале", Леонид Куравлёв – в "Семнадцати мгновениях весны". Утвердили без проб и Олега Янковского: несколькими годами ранее, он снялся в картине "Премия" по произведению Гельмана. Тогда драматург оценил талант Олега Ивановича и был уверен, что тот подходит на роль члена комиссии.
Кобзон попал в ленту тоже из-за знакомства с Татьяной Лиозновой. Они дружили долгие годы, артист хотел попробовать себя в новом амплуа. Но режиссёр предложила исполнить камео. Это было первое появление Иосифа Кобзона в кино в роли самого себя.
Съёмки длились две недели – рекордно быстрые сроки! Причин несколько: в ленте всего пара локаций, основная – вагон поезда. Поскольку эта декорация располагалась в павильоне, у группы был доступ к ней в любое время. Да и все артисты – профессионалы своего дела, даже несмотря на то что актёры любили пошутить на съёмках, работали в кадре они крайне быстро.
Некоторые сцены приходилось переснимать по техническим причинам. Когда героиня Клары Лучко подписывает акты, она начитает плакать. Актрисе войти в такое состояние было непросто, пришлось долго настраиваться. Но повторять этот момент понадобилось три раза. Первые варианты ушли в брак из-за качества плёнки.
За кадром артисты подшучивали друг над другом. Пока коллеги снимались в одной локации, остальные ждали в купе. На столе лежал съедобный реквизит. Частенько кто-то из актёров внезапно разбивал варёное яйцо о чью-то голову, веселья ради. Однажды съёмку прервал истерический хохот, доносящийся из того самого купе. Лиознова всегда ругала за шум на площадке, но тут даже она не удержалась от смеха. Леонид Куравлёв захотел провернуть розыгрыш, жертвой стал Олег Янковский. Никто не знал, что отваривали реквизиторы далеко не каждое яйцо и именно это оказалось сырым. В итоге актёра пришлось переодевать, делать ему причёску и грим заново.