По кадрам
"Капитан Немо"
Лучший "Капитан Немо" в истории – так отзываются о фильме многие зрители. После выхода в прокат картина сразу завоевала популярность среди советских граждан. Как режиссёру удалось перенести на экран фантазии Жюля Верна без использования компьютерной графики? Разберём по кадрам.
"Капитан Немо" –- советский трёхсерийный телевизионный фильм 1975 года. Режиссёр – Василий Левин. Сценарий основан на романах "20 тысяч лье под водой" и "Паровой дом" Жюля Верна.
Изначально на роль капитана Немо пригласили Михаила Козакова. Хорошие фотопробы, фактурное лицо и харизма – всё было при нём. Почему же актёра заменили? Точного ответа нет до сих пор. Одни говорят, что не утвердили "сверху", другие ссылаются на конфликты Козакова с режиссёром. Якобы они по-разному видели персонажа, поэтому их пути разошлись. Сейчас представить Немо в исполнении кого-либо, кроме как Владислава Дворжецкого, сложно. Не зря эта роль считается одной из самых ярких в его карьере.
На роль профессора Аронакса быстро утвердили Юрия Родионова. На тот момент он уже был успешным артистом, за плечами – более десятка разноплановых ролей в кино. Кстати, в книге Жюля Верна у персонажа не было жены, сценаристы придумали Жаклин Тюссо, чтобы у профессора появилась причина выходить на сушу чаще. Роль супруги исполнила Марианна Вертинская.
Коллеги Вертинской рассказывали: во время съёмок сцены венчания фата актрисы загорелась от свечи. Её партнёр по кадру Юрий Родионов быстро отреагировал, сорвал ткань и спас Марианну от ожогов.
Все сцены на корабле "Наутилус" снимались в декорациях Одесской киностудии. Когда герои стоят на палубе и виден горизонт, в ход шли комбинированные методы: использовали проектор, который давал изображение на фон, а на переднем плане актёры ходили по кораблю и отыгрывали лёгкую качку. Реалистичность этим моментам придавал и ветер, благодаря которому волосы персонажей развевались, будто в открытом море. Для такого эффекта использовали специальные вентиляторы.
Самые захватывающие фрагменты – это подводная съёмка. На самом деле в многосерийном фильме их всего несколько, например с дельфинами или рыбами. А вот актёры ни разу не промокли на работе: режиссёр и оператор использовали пару хитростей – новшеств для того времени. На студии строили декорации морского дна: кораллы, сети и даже хранилище драгоценностей ацтеков.
Декорацию водой не заливали, прибегали к нескольким техникам. Во-первых, актёры специально двигались в замедленном темпе. Во-вторых, художники создали необходимый эффект благодаря синим фильтрам на осветительных приборах.
Главный секрет сцен, снятых якобы на морском дне, в том, что перед камерой устанавливали аквариум! В нём была и вода, слегка искажающая картинку, и рыбы, которые проплывали в кадре, будто прямо рядом актёрами. Поэтому многие зрители долгие годы не подозревали, что снимали эти фрагменты на суше в декорациях.