Меню

Москва 16:31 21 ноября 2024

По кадрам

"В огне брода нет"

Превращение Инны Чуриковой из королевы комедийного эпизода в главную героиню. Разберём фильм про Гражданскую войну "В огне брода нет" в рубрике "По кадрам".

Кино про Гражданскую войну, где нет выстрелов и атак. В центре событий фильма "В огне брода нет" – санитарка поезда, невзрачная Таня Тёткина, которая нашла отдушину в рисовании и мечтает стать художницей. Как подбирали актёров и почему лента изменила жизни создателей? Разберём по кадрам.

"В огне брода нет" – советский чёрно-белый художественный фильм 1967 года. Режиссёр – Глеб Панфилов. Премьера состоялась 1 июня 1968 года. Картина получила главный приз Международного кинофестиваля в Локарно.

Сложно поверить, но лента – дебют Глеба Панфилова, выпускника Высших режиссёрских курсов. Эта работа не просто осталась в его фильмографии в качестве пробы пера, а считается одной из лучших за всю карьеру мастера. В основу лёг рассказ "Случай на фронте", который Панфилов прочитал в журнале за 1939 год. От главной героини Тани он был в восторге – режиссёра всегда волновали такие персонажи: неожиданные, парадоксальные.

Фильм легко мог испортить неудачный кастинг, Панфилов это прекрасно понимал. У начинающего режиссёра было настолько чёткое видение героини, что он даже нарисовал её из собственного воображения. Коллегам и друзьям отдал копии, чтобы они искали похожую. Затем увидел по телевидению актрису, которая крайне походила на образ из фантазий. Панфилов понял – нужна именно она. Но так и не смог узнать фамилию девушки.

Роль комиссара Евстрюкова режиссёр предложил Ролану Быкову. Сценарий ему пришёлся по душе, но расписание было слишком плотным, пришлось отказаться. Актёр всё равно внёс в создание картины неоценимый вклад – посоветовал девушку, которая, по его мнению, способна сыграть Таню. Когда юная артистка пришла на встречу с Панфиловым, тот обомлел: точно – она. После череды совпадений та самая девушка с экрана, которую он не смог найти, пришла сама и сидит напротив. Инна Чурикова – подарок небес, решил Глеб Панфилов.

Режиссёр нашёл "свою" актрису и был готов бороться за неё до последнего. Начальству кандидатура Чуриковой не понравилась. Они называли Инну Михайловну заложницей исключительно комедийных амплуа и недостаточно красивой для главной роли. Панфилову пришлось преодолеть десятки инстанций и выиграть сотни споров, чтобы отстоять своё видение. Его главной целью было показать "красоту души, поступков и стремлений" героев.

Изначально фильм должен был называться "Святая душа". Чтобы подчеркнуть идею, оператор выставлял каждый кадр, отталкиваясь от выразительных глаз Чуриковой. Именно в них зритель способен разглядеть восторг, замешательство и страх героини. А Панфилов во время съёмок увидел в этих глазах родную душу и музу. Режиссёр и актриса сблизились, через пару лет поженились и продолжили вместе создавать выдающееся кино. В творческом и семейном союзе.



Смотрите также

Субботний Рамблер