По кадрам
"Вий"
"Вий" – первый советский фильм ужасов. В прокате картина заняла символичное 13 место и действительно пощекотала нервы зрителям, которые даже не спешили на повторные сеансы. Почему члены съёмочной группы боялись декораций и что на площадке делали кошки, разберём по кадрам.
"Вий" – советский художественный фильм ужасов 1967 года. Режиссёры – Константин Ершов и Георгий Кропачёв. Сценарий основан на одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. В прокате ленту посмотрели больше 32 миллионов зрителей.
Идея экранизации принадлежит известному советскому режиссёру, директору "Мосфильма" тех лет Ивану Пырьеву. Из-за большой занятости он предложил снять картину Георгию Кропачёву и Константину Ершову. Они взялись за дело с азартом: работали на натуре, воссоздали множество аутентичных ритуалов, в кадре даже появились обнажённые девушки. Материал разочаровал руководство киностудии, его сочли "слишком натуралистичным". Чтобы исправить положение, на съёмочную площадку пригласили режиссёра с большим опытом – Александра Птушко.
Птушко вдохновила идея фильма, и своей неисчерпаемой энергией он заразил коллег. Декорации построили сразу в нескольких павильонах. Это позволило создателям не ограничивать полёт фантазии: они использовали все известные методы съёмок, чтобы оживить на экране нечисть. Художники, осветители и гримёры проделали такую качественную работу, что на протяжении полугода члены группы боялись заходить на площадку без крайней надобности, тем более в одиночку. Некоторые были уверены – нечистая сила будет их преследовать.
Знаменитый полёт панночки заставил остановиться не только сердца зрителей, но и рабочих. Сложные механизмы долго создавали и устанавливали, а на прочность конструкцию проверил практически каждый: например, помощник режиссёра, который весил около ста килограммов, раскачивал гроб и даже прыгал на нём. Всё ради безопасности Натальи Варлей. Однако подвела не декорация, а вестибулярный аппарат актрисы. Она потеряла равновесие и вылетела из конструкции. Благо Леонид Куравлёв вовремя среагировал и уберёг девушку от падения.
После выхода картины участники съёмок рассказывали о процессе с интересом. Хотя для большинства это и стало страшным опытом, воспоминания остались лишь положительные. Команде приходилось решать много нестандартных задач, надоедающей рутины почти не было.
Например, для съёмок на территории "Мосфильма" пришлось ловить около 50 ворон. По команде птиц отпускали в кадр, потом объявляли перерыв, и работники лезли на колосники под крышу павильона снимать пернатых. Маленькие чёртики тоже не были нарисованы, это кошки. Чтобы создать зловещий эффект, специально отшили шапки с рогами. В них мини-нечисть и пробегала возле героев.