Крупным планом
Муслим Магомаев: "Зрителю и слушателю надо отдаваться полностью, не экономить голос, не жалеть чувств"
"Азербайджан – мой отец, Россия – моя мать", – говорил Муслим Магомаев. Ведь он родился и вырос в многонациональном Баку.
"Однажды я посмотрел итальянский музыкальный фильм и во что бы то ни стало решил научиться петь…"
Внуку композитора, сыну актрисы и театрального художника суждено было выйти на сцену. Он учился игре на фортепиано, но педагоги заметили у своего подопечного уникальный баритон и отправили его в Москву.
"Мне было тогда 19 лет, – помнится, я приехал из Баку и впервые здесь вступил на сцену Дворца съездов".
Трансляция каватины Фигаро из "Севильского цирюльника" принесла ему небывалую славу. Мужчины носили его на руках, а женщины, увидев, падали в обморок.
"Зрителю и слушателю надо отдаваться полностью, не экономить голос, не жалеть чувств".
Он не жалел ни чувств, ни денег. Как говорил композитор Богословский – "фордыбачил". Когда его пригласил выступить иранский шах, Магомаев отказался от гонорара, сказав, что в гостях денег не берут. Тогда шах подарил ему перстень, который певец не снимал до конца жизни.
После стажировки в итальянском театре Ла Скала, куда отправляли лучших певцов со всего мира, перед Магомаевым встал выбор между оперной сценой и эстрадой. Стать солистом Большого театра он отказался – слишком высокими были его требования к себе! К тому же импровизация артисту нравилась больше. Артистично владея интонацией, он пел даже за героев мультфильмов.
"Мне, в общем, в жизни везло. Я только не понимаю, за что меня так любило правительство".
Ни один правительственный концерт без Муслима Магомаева не обходился. В 31 год он стал народным артистом СССР, потом – членом Верховного Совета Азербайджана, хотя никогда не состоял в партии. Брежнев шёл на концерт только в том случае, если пел Магомаев. И чтобы обязательно – песню итальянских партизан “Белла чао".
Тем не менее собственную квартиру любимец генсеков получил только в 41 год. Сам наклеил обои и прибил плинтусы. Звёздная болезнь – это было не про него. Знакомясь с певицей Тамарой Синявской, он скромно назвал своё имя. "И вы ещё представляетесь!" – удивилась она.
"Советский Орфей выбрал царицу Тамару", – писали газеты, когда они поженились. Поклонники провожали их от ЗАГСа до ресторана.
В семейной жизни было место и любви, и обидам, а главное – юмору. Как-то после ссоры Магомаев вышел на балкон, перелез через перила и по карнизу 15 этажа прошёл к соседнему окну. "Ку-ку", – засмеялся он жене через стекло. В своей книге Магомаев написал, что с ней он был счастлив так, как могут быть счастливы только птицы в свободном полёте.
"Бог мне дал много. И я каждый день об этом вспоминаю, молюсь и говорю "спасибо".
Муслим Магомаев шёл в искусстве по красной дорожке – так считают многие. Символ целого поколения, он прошёл свой путь талантливо, достойно и красиво. Как птица в свободном полёте.