Меню

Москва 3:16 27 июля 2024

Главный экспонат

Главный экспонат Лентулова

За что Аристарха Лентулова звали художником солнца? Для чего он наклеивал на свои картины кусочки бересты и пел во время работы? Увидим в рубрике "Главный экспонат".

Его называли художником солнца. Большой и жизнерадостный Аристарх Лентулов так и писал – легко и свободно, не скупясь на краски. Поклонники его таланта уверяли, что ощущают тепло от картин и даже слышат исходящий от них звук.

Будущий художник Аристарх Лентулов родился под Пензой в семье сельского священника, но связывать свою жизнь с религией не хотел.

"С самых ранних лет и по сей день я воспринимал мир исключительно через цвет и свет".

Рисочка, как его называли домашние, узнав, что в Пензе открылось художественное училище, тут же оставил семинарию и навсегда связал свою жизнь с живописью.

Но дерзкий нрав сыграл с ним злую шутку. Когда преподаватель подошёл к его работе и спросил, почему у модели на носу он изобразил зелёный цвет, Аристарх достаточно жёстко ответил: "Вы не видите здесь зелёного? Мне вас очень жаль". В Академию художеств он не поступил, но строптивого юношу заметил художник Дмитрий Кардовский и предложил ему обучение в частном порядке. Лентулов начинает поиски собственного стиля, он много экспериментирует с цветом. В это же время Лентулов совершил поездку в Европу, где вдохновился кубизмом. Вернувшись обратно, он стал одним из организаторов художественной группировки "Бубновый валет".

"Мы с Ларионовым решили назвать выставку "Бубновый валет". Как протест: чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее "Бубнового валета"?"

Лентулов представил 18 картин, но две из них с выставки удалила цензура. Одной из ярких работ этого периода стал "Автопортрет". С помощью этой картины он заявил о себе и не постеснялся подписать картину как "великий русский художник".

Свой стиль художник называл "орнеизм", образовав слово от французского глагола "orner" – "украшать". Художник наклеивал на полотно кусочки ткани, бересты, бусины, сусальное золото.

На картине "Небозвон (Декоративная Москва)" мы видим огромное количество храмов и других знаковых элементов архитектуры Москвы. Все они кажутся большими, нагромождёнными и даже нелепыми. Но делал мастер это оправданно. Звуковые волны в виде полукружий растекаются по всему полотну, задавая динамику и цветовую гармонию.

"Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств, а просто из любви к русской архитектуре, и в частности к кремлёвскому стилю и барокко".

Если работа у художника шла хорошо, он пел. Причём репертуар у него был очень широкий. Он обладал приятным баритоном и очень хорошим слухом.

Революцию 1917 года Аристарх Лентулов принял с радостью. Однажды к годовщине Октябрьской революции ему поручили заказ: украсить улицы города к празднику. По воспоминаниям современников, деревья были окрашены в фиолетовый, красный и малиновый цвета. После этого такие заказы к нему больше не приходили. Лентулов начинает преподавать и писать в духе времени.

Последняя прижизненная персональная выставка Аристарха Васильевича прошла в 1933 году. На ней он показал все свои работы, и, на удивление, критики не сняли с экспозиции ни одну из них.

"Я выдержал экзамен".

При просмотре картины Лентулова "Небозвон" стоит сделать пару шагов назад. Лентулов прежде всего футурист, именно поэтому все его архитектурные сооружения собраны словно из разных элементов мозаики.



Смотрите также

Субботний Рамблер