Это интересно
Конец эпидемии?
В начале пандемии в букмекерских конторах делали ставки на COVID-19. Одни давали ему полгода, другие – максимум год. Не угадал никто. Коронавирус с нами уже больше двух лет. Однако в последнее время он ослаб и практически сошёл на нет. Хотя, как считают медики, вряд ли покинет нас навсегда.
Наталья Шеберстова, врач-инфекционист:
– Нам хочется думать, что коронавирусная инфекция перейдёт в сезонное заболевание, которое будет иметь более низкий уровень заболеваемости и станет носить сезонный характер.
Известные пандемии отступали после третьей волны и возвращались не раньше чем через сто лет. Одна из самых страшных в истории – эпидемия бубонной чумы. Она забрала более 200 миллионов жизней, в XIV веке полностью уничтожила Смоленск, в XVII столетии опустошила Западную Европу. Как передавалась чума, никто не знал, но врачи уже тогда задумались о защитной одежде. Они облачались в кожаные костюмы и надевали птичьи маски.
Александр Серёгин, историк:
– Такую одежду не могла прокусить блоха, которая являлась носителем чумы. Врачи тем самым спасались, а в клюв, чтобы как-то обеззаразить воздух, вставляли травы: мяту, чабрец.
От оспы такой костюм не спасал. Её вызывал удивительно заразный вирус, поэтому болели практически все. Каждый четвёртый погибал. Те, кто выздоровел, учились жить с новым лицом. На коже оставались грубые шрамы, которые дамы пытались маскировать с помощью белил и мушек. Простой люд обрастал новыми прозвищами и фамилиями.
Александр Серёгин, историк:
– Рябушинский, Рябов, Оспин – те фамилии, которые остались после перенесённой оспы.
Оспу и чуму удалось обуздать с помощью вакцин. До их появления во все эпохи приходилось рассчитывать исключительно на карантин. Он не только гасил вспышки болезней, но имел и другие, менее очевидные, плюсы. Так, например, во времена Пушкина в России свирепствовала холера. Чтобы уберечься от неё, Александр Сергеевич уехал на осень в Болдино. Этот период стал самым плодотворным в творчестве поэта.
Важную роль в победе над болезнями сыграла гигиена. Однако к пониманию, как она важна, человечество пришло не сразу. Если королева Изабелла Кастильская мылась всего два раза в жизни – в день рождения и перед свадьбой, то что уж говорить про народ. Умываться считалось вредным для здоровья. Единственное, чему доверяли во все времена, – это молитва. По мнению верующих, именно она в начале ХХ века смогла остановить испанский грипп. Учёные так и не нашли объяснения, почему он исчез в никуда. Испанка унесла с собой около 40 миллионов жизней и дала старт новой моде.
Ольга Лефферс, искусствовед, исследователь моды:
– Люди вынуждены были оставаться дома. Это повлияло на стиль одежды, по сути родился так называемый стиль casual, потому что люди надевали более удобные и комфортные вещи. И когда эпидемия закончилась, настолько привыкли к такой одежде, что женщины не захотели носить корсеты.
А ещё в память о себе испанка оставила антивирусный этикет. В Европе на какое-то время официально запретили поцелуи и рукопожатия при встрече. Сто лет спустя эти правила вкупе с медицинскими масками снова стали актуальными.