Главный экспонат
"Менины" выходят за рамки
Однажды, прогуливаясь по галереям мадридского музея Прадо, знаменитый французский писатель Теофиль Готье увидел полотно Диего Веласкеса "Менины" и в изумлении воскликнул: "Позвольте, где же картина?" Подобные эмоции работа вызывала и у современников живописца.
Впервые в истории художник выполнил не парадный портрет, а запечатлел будничную жизнь королевской семьи. Картина настолько понравилась Филиппу IV, что тот велел повесить её в своём кабинете. Кстати, долгое время полотно называлось "Семья Филиппа IV", а позже было переименовано в "Портрет императрицы с фрейлинами и карликами".
Веласкес был придворным живописцем Филиппа IV, представителя пятого поколения Габсбургов на испанском престоле. Ему вменялось в обязанность изображать только лучшие качества монарха и его семьи. Однако мастер рисковал, расширяя рамки дозволенного.
Идея отражения королевской четы в зеркале возникла у художника неслучайно. Он помнил наказы своего тестя и учителя Франсиско Пачеко, который любил повторять: "Изображение должно выходить из рамы".
Живописец осмелился изобразить себя рядом с семьёй короля. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он выглядит гораздо моложе. Интересная деталь: ключи на ремне Веласкеса – знак того, что тот занимает дворцовую должность.
Благодаря современным технологиям специалисты увидели холст "изнутри". Выяснилось, что художник сначала изобразил неизвестную фигуру в том месте, где потом написал автопортрет. Почти 200 лет о существовании картины знало считаное число людей. "Менины" приобрели широкую известность лишь в 1819 году, оказавшись в музее Прадо.