Главный экспонат
Встречаем "Мистическое Рождество"
1800 год. Предприимчивому англичанину Уильяму Оттли повезло. На вилле Альдобрандини он купил за бесценок множество картин эпохи итальянского Возрождения, одна из которых принадлежала кисти неизвестного ему автора. Спустя некоторое время знаменитый теоретик искусства Джон Рёскин назвал это произведение "Мистическое Рождество".
"Мистическое Рождество" – пожалуй, самая сложная и самая неоднозначная картина великого художника Сандро Боттичелли, вызывающая очень много споров.
Удивительно, но, будучи прославленным мастером, Боттичелли не подписывал свои картины. "Мистическое Рождество" – единственная работа, заверенная автором. Подпись гласит: "Она была написана в конце 1500 года, во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим его низвергнутым, как на этой картине".
Кстати, настоящее имя художника – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Существует несколько версий происхождения прозвища Боттичелли, которое в переводе на русский язык означает "бочонок".
В 1490 году Боттичелли, как и многие его современники, проникся идеями Джироламо Савонаролы. Художник был увлечён религиозными идеями и трагически воспринимал окружающую реальность. Известнейший монах, проповедовавший аскетизм, начал борьбу с роскошью. Боттичелли был вынужден лично нести свои картины на костры, на которых Савонарола сжигал то, что, по его мнению, считалось слишком роскошным для Флоренции. Это называлось костёр тщеславия.
В ХХ веке, изучая полотно при помощи инфракрасного анализа, специалисты обнаружили, что надписи на ангельских лентах точно соответствовали 12 мистическим свойствам из проповеди Савонаролы. Ни в одной картине на религиозный сюжет Боттичелли не изображал столько ангелов, как в "Мистическом Рождестве".
Композиционное построение картины можно сравнить с музыкальным произведением. У зрителя появляется ощущение звучащего гимна. Несмотря на то что Сандро Боттичелли считается одним их самых ярких представителей флорентийской школы живописи, его произведения незаслуженно предали забвению почти на 3 столетия. Только во второй половине ХIX века художник снова был открыт миру.