В лучших традициях
Кукольная анимация
Первый кукольный мультфильм в России появился в начале прошлого века – в 1906 году. Балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев работал над несколькими секундами три месяца, поэтому родилась легенда, что автор протёр ногами паркет, настолько часто он ходил от камеры к декорациям и обратно. Сильно ли отличается современное производство от того, что придумали более столетия назад?
Кукольная анимация – метод объёмной мультипликации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры. Каждый кадр и изменение персонажей фотографируются отдельно, при поочерёдном воспроизведении изображений возникает иллюзия движения.
Только вспомните: "Чебурашка", "Крокодил Гена", "Шапокляк", "Варежка", "38 попугаев", "Приключения домовёнка" и десятки других легендарных советских картин, знакомых с детства.
Такие разные, а процесс создания один. Самое важное – куклы, которые сильно отличаются от обычных: для плавности жестов подвижным должен быть каждый сустав. В основе – металлическая конструкция, похожая на скелет. Лицо художник лепит из пластилина и заливает специальной пастой, она в будущем станет формочкой, которую заполнят жидким пластиком. Физиономию необходимо разукрасить с ювелирной точностью, иначе на крупных планах будут видны дефекты, которые могут сильно отвлекать зрителей.
Станислав Соколов, режиссёр анимационного кино, заслуженный деятель искусств:
– Некоторые говорят, что в детстве боялись кукольных фильмов, они очень реальные. Кажется, что существуют такие люди, у которых гипертрофированные черты лица, а чувства, эмоции подчёркнутые.
Секрет успеха советских мультфильмов – в долгом подготовительном процессе и кропотливом труде художников. Подбор нужных материалов для костюмов и париков порой занимает месяцы. Причёска может быть из мулине, войлока, шерсти или меха. А выбор тканей для шитья, кажется, и вовсе бесконечен. С кукол, как и с людей-актёров, снимают мерки, изготавливают одежду в единственном экземпляре. Чтобы заставить ткани двигаться в кадре, в неё вставляют проволоку или используют прозрачные лески, которые стирают при монтаже. Но чем сложнее детали, тем больше вероятность ошибки.
Станислав Соколов, режиссёр анимационного кино, заслуженный деятель искусств:
– Поскольку кукла на экране занимает огромное место, то любой неверный шаг сразу читается.
Сейчас, благодаря специальным программам, часть ошибок можно исправить после съёмок: например, если в кадр попал лишний предмет, его довольно просто стереть. Однако, из-за неточности в движении самих персонажей, как и в советское время, аниматоры вынуждены полностью переснимать неудавшуюся сцену. Несколько дней работы могут пройти насмарку.
Николай Скобеев, продюсер анимационного кино, член Союза кинематографистов РФ:
– Хоть современная техника – компьютеры, пост-обработка – помогает, но всё равно сроки производства достаточно велики. Для короткого метра это год, для полного метра – не меньше трёх лет.
Фрагмент из ещё не вышедшего фильма длится всего 11 секунд, а снимали отрывок целых три дня.
Александра Григорчук, художник-аниматор:
– В день получается снять 2-3 секунды, зависит от сложности: крупные планы, где один персонаж и движение только головы, можно снять 4 секунды. Сложные сцены, где, например, 12 персонажей, снимают где-то секунду в день в лучшем случае.
Художник анимации – полноценная профессия, из российских вузов ежегодно выпускаются примерно 80 специалистов, сразу работу на киностудии получают около 10. Из-за высокой конкуренции у режиссёров и продюсеров есть возможность выбирать лучших из лучших, поэтому качество кукольной анимации остаётся неизменно высоким – в лучших традициях!