Люди настроения
Римма Маркова: "Я всегда влюбляюсь не в тех мужчин"
Римма и Лёня, дети провинциальных актёров, кочующих по городам и весям, выросли в театре и оказались на сцене раньше, чем пошли в школу.
Елена Маркова, вдова Леонида Маркова:
– Они играли в спектакле "Дети улицы". Лёня играл сестру Варьку, а Римма играла брата Кольку. Режиссёр вывел детей на сцену и сказал: "Запомните, это будущие народные артисты".
В семье Марковых делилось всё поровну: слава и радость, беда и 400 граммов чёрного хлеба, когда началась война. После войны, без денег и с полным чемоданом груш, которые они надеялись продать, брат и сестра отправились в Москву. Обоих Марковых приняли в театральную студию при "Ленкоме". Однако груши пришлось съесть самим, а ночевать – на Казанском вокзале.
Вскоре для юных артистов нашлось место на чердаке театра. Они словно вернулись в закулисное детство, где верховодила старшая сестра. Харизматичная Римма умела убеждать. В один из приездов к родителям в Махачкалу она заметила талантливого актёра и настояла на его приезде в столицу. Так рядом с ними, на расстеленном на полу матрасе, оказался Иннокентий Смоктуновский.
Когда в "Ленкоме" сменилось руководство, Маркова оказалась на улице. В отчаянии она чуть не покончила с собой, а знаменитый уже к тому времени брат за неё так и не заступился. Много лет спустя они помирились, но судьбы их складывались по-разному. Леонид блистал на сцене и на экране, Римма соглашалась даже на крохотные роли в кино. Однажды она всё лето просидела в Москве в ожидании съёмок. Ради пяти слов. Зато каких: "Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита"!
Виктор Мережко, киносценарист, режиссёр:
– Её судьба по-другому бы сложилась, если бы её вечной подругой и соперницей не была Нонна Викторовна Мордюкова. Типажно они были похожи друг на друга.
"Мы с тобой с одного конезавода", – смеялись подруги. Они многое друг другу прощали, хотя резали правду-матку в глаза, да так, что все разбегались. "Я девушка неопекаемая", – шутила Римма, когда её надежды на роль Нонна перебивала не только талантом, но и связями. И только в 42 года о ней заговорили.
Роль в "Бабьем царстве" высоко оценили на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Испания подарила ей приз и третьего мужа. С первым супругом актриса рассталась после запрета выходить на сцену. Второй, отец их дочери Тани, слишком любил женщин. На фестивале барон Хосе Гонсалес Мария Антонио влюбился в неё с первого взгляда и с испанской горячностью в этом признался.
Он приехал за ней в Советский Союз, они расписались, но Хосе, настоящий миллионер, не находил себе в Москве дела и, услышав от жены окончательный отказ уехать в Испанию, хлопнул дверью её "однушки".
"Я всегда влюблялась не в тех мужчин".
Не те мужчины, не та судьба, иногда не те роли. Маркова жалела, что снялась в мистическом блокбастере и говорила, что её "бес попутал". Зато продлила актёрскую жизнь: от режиссёров не было отбоя, и молодёжь стала узнавать. В 90 лет это кое-что значило.