Крупным планом
Наталья Гундарева: "В мире нет экрана, в который бы я поместилась"
Одно дело – теряться в переулках Таганки, другое – заблудиться в жизни. Так рассудила мама-инженер и настояла на том, чтобы дочь пошла по её стопам. После школы Наташа послушно чертила чертежи в конструкторском бюро. Судьбу определили занятия в любительском театре и отъезд мамы в командировку. Наташа подала документы в Щукинское училище, а потом окончила его с отличием.
Актрису с типажом русской красавицы пригласили в Театр имени Маяковского, где она терпеливо работала даже над крошечными ролями. Трудолюбие, талант и мощная харизма позволяли ей спорить с главным режиссёром театра. Гундарева была единственной, на кого не кричал Андрей Гончаров. В театре и в жизни она пользовалась авторитетом лидера.
Игорь Костолевский, актёр:
– Чтобы пришла Наташа и села где-то сбоку?! Она всё равно так или иначе как-то о себе заявляла. В любой компании, куда бы она ни приходила.
Став театральной примой, она заняла ведущие позиции и в кино. "В мире нет экрана, в который бы я поместилась", – шутила Гундарева, но зритель был очарован особым шармом её полноты.
Горожанка, москвичка, жившая на Тверской, она с одинаковым успехом играла дам высшего света и деревенских баб. Поклонники забрасывали её письмами и даже не подозревали, какой крутой нрав таится за миловидной внешностью. Она закрывала глаза на любые человеческие пороки, кроме непрофессионализма.
Зная себе цену, Гундарева умела держать королевскую дистанцию, но к съёмочной группе относилась как к своей семье. Гундареву называли киномамой. Не было в стране актрисы, которая вживалась в эту роль так пронзительно. Но в жизни она мамой не стала, хотя три раза выходила замуж.
Аркадий Инин, сценарист:
– По слухам, у неё был миллион романов. Она страстно влюблялась, отдавалась чувству абсолютно, полностью. И на этом горела, как все женщины.
"Не верю никому", – повторяла она до встречи с Михаилом Филипповым, мужчиной, который не брал, а отдавал. Она искала любви, он – уважения и покоя. Поняв друг друга, они прожили 20 лет, работая в одном театре. Она была счастлива днём, входя в кадр на съёмке, и в 7 часов вечера, выходя на сцену к зрителям, которые шли на её имя.
Кто-то назвал это время "эпохой Гундаревой в кино". Её женщины незабываемы: властные и страстные, грустные и нелепые – так много прожитых судеб за одну обидно короткую жизнь…