Люди настроения
Леонид Филатов: "У меня ощущение, что я не из тех людей, которые родились артистами. Я не родился – я сделался"
Детство и юность Леонида Филатова прошли в Ашхабаде. Многие потом шутили, что южное солнце навсегда повысило градус его темперамента.
"У меня ощущение, что я не из тех людей, которые родились артистами. Я не родился – я сделался".
Он мечтал стать режиссёром, после школы приехал поступать во ВГИК, но провалился. Тогда он пошёл в актёры, поступив в Щукинское училище. Москва приняла Филатова за страсть и за оголённый нерв.
Писать он не прекращал никогда. А свои стихи, рассказы и пьесы выдавал за чужие. Это было время творческих полётов, когда можно было искренне хвалить и ругать друг друга, а мнение друзей было самым важным.
"Уличная банда" – именно так называли некогда Театр на Таганке, в который тем не менее с трудом могли попасть и зрители, и актёры. Но Филатова всё же приняли в знаменитую труппу.
"Я понял, насколько мне дорог театр. Все мои профессиональные накопления связаны с этим домом".
Худого и колючего актёра без единого, как тогда говорили, овала, Юрий Любимов считал одарённым. Но в постановках ставку делал не на него, видя в Филатове больше поэта.
Его считали некрасивым артистом, поэтому в кино долго не снимали. На пробах он проигрывал Ивашову, Прыгунову и Жарикову. Но продолжал ходить на "Мосфильм", так как не мог больше ждать.
"Я живу быстро. Мучительно переживаю, когда впустую тратятся годы жизни".
Роль лётчика Скворцова в "Экипаже", принёсшую ему славу секс-символа, Филатов не любил. Женщины носили его фотографии в портмоне, мужчины отпускали усы… Никому и в голову не приходило, что для съёмок эротической сцены его еле уговорили снять рубашку.
Он безумно любил Нину Шацкую, которая была замужем за Валерием Золотухиным, когда они познакомились. Филатов и Шацкая встретились в коридоре театра, и стало ясно, что прежней жизнь уже не будет. Их тайный роман растянулся на 10 лет.
Впоследствии они поженились и не переставали боготворить друг друга. Для Филатова жена стала главным человеком в жизни. Вместе счастливые супруги были "в горе и в радости, в богатстве и бедности", пока смерть не разлучила их.
Он сгорел, как свеча, подожжённая с двух концов. Филатов не верил в мистику и умирал на экране 15 раз. Фильм "Забытая мелодия для флейты" его мама каждый раз выключала именно на этом месте. Леонида Филатова называли "актёром первого дубля". Он выкладывался сразу, без остатка, и в этом была его правда.
"Я умел любить. И ненавидеть я тоже умел. Я страдал, когда видел ложь, умел плакать в горе и радоваться в счастье. Я так хотел, чтобы на этой грешной земле наконец воцарилась правда. Правда и ещё добро".