Хит-просвет
Хит-просвет от Высоцкого
1966 год. Приэльбрусье. Съёмки фильма "Вертикаль". Владимир Высоцкий играет на гитаре для актрисы Ларисы Лужиной. Они и раньше были знакомы, а сейчас подружились по-настоящему. Бард посвятил красавице песню.
Лариса Лужина, народная артистка РСФСР:
– Никакой Марины Влади он ещё не знал. Прилетел в горы, сел в палатке, взял гитару и сказал: "Я тебе песню написал".
С Мариной Влади Высоцкий познакомился годом позже, а на тот момент его музой была Лариса Лужина. Артистка уже состоялась как звезда. После съёмок в киноленте "На семи ветрах" она стала известна не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Произвела фурор в Каннах, блистала в Париже, Дублине, Осло и Варшаве.
Бард ещё только набирал популярность, до уровня Лужиной ему было далеко. Впрочем, артист понимал: съёмки в картине "Вертикаль" могут многое изменить. Шанс петь свои песни зрителю с большого экрана Высоцкому выпал впервые.
В картине Высоцкий мог и не сняться. Роль радиста Володи предстояло исполнить барду Юрию Визбору, однако в последний момент тот отказался. Для режиссёров картины, студентов ВГИКа Станислава Говорухина и Бориса Дурова, это стало ударом. "Вертикаль" была их дипломной работой, но сценарий, который выпускникам дали для экранизации, оказался слабым.
Первый отснятый материал вышел таким невыразительным, что дебют грозил обернуться провалом. Режиссёры считали: превратить посредственную зарисовку о горах в романтическую поэму могут только песни с сильной драматургией. Поэтому сначала обратились к Визбору, а потом – к Высоцкому. Утверждать последнего на роль не хотели. Худсовет настаивал: ищите кого-то другого.
Лариса Лужина, народная артистка РСФСР:
– Слава встал на дыбы: "Я снимать не буду, сами выполняйте план". И тогда Володю разрешили снимать.
Высоцкий никогда до этого не был в горах, но, оказавшись там, почти сразу же прочувствовал драматизм профессии альпинистов и одну за другой стал сочинять песни. Поэт ощущал особый подъём. Тем более рядом находилась слушательница, которую хотелось удивлять. Лариса Лужина чувствовала симпатию партнёра по фильму, но она была замужем – за кинооператором Алексеем Чардыниным, и, кстати, Высоцкий с ним дружил.
Лариса Лужина, народная артистка РСФСР:
– Володя был очень влюбчивым человеком, ему всегда нужна была муза, у нас не было романа, я сейчас говорю, что жалко, может, лучше, чтобы было.
Искра между актёрами не пробежала, а посвящённую ей песню Лужина не оценила.
Лариса Лужина, народная артистка РСФСР:
– Я была очень обижена, что песня очень ироничная, не знаю даже почему, по молодости, молодая очень была.
Фильм имел большой успех. Высоцкий и его песни обрели всесоюзную популярность. Композиция "Она была в Париже" хоть и не вошла в фильм, зазвучала на каждом концерте. Однако то, что её героиней была Лариса Лужина, почти никто не знал. Артистка не хотела это афишировать. Долгие годы все были уверены, речь в тексте о той самой недосягаемой звезде – Марине Влади.
Только спустя 20 лет Лужина изменила своё отношение к песне. Слышать её артистке стало вдвойне приятно. С одной стороны, бессмертный шлягер Высоцкого напоминает звезде об актёрском триумфе и времени, когда она была на пике обожания. С другой, о силе женского обаяния, благодаря которому Лариса Ивановна смогла вдохновить великого поэта.