Крупным планом
Георгий Товстоногов: "Назначение театра – растревожить человеческую совесть"
Георгий Александрович Товстоногов родился в Тбилиси в дворянской семье русского инженера и певицы грузинки. Воспитывался французской гувернанткой и немецкой бонной, а уроки профессии брал у еврея.
"Первый мой учитель был руководитель тбилисского ТЮЗа – Николай Яковлевич Маршак. Он был удивительно одарённый человек и привил мне любовь к театру, как к зрелищу"
Окончив ГИТИС, Гога вернулся на родину, ставил спектакли, женился на актрисе Саломе Канчели, которая родила двух сыновей и ушла из семьи. Его сестра Натэла взяла на себя воспитание мальчиков, чтобы у любимого брата было время творить.
"Артисты – мой материал. Материал у писателя – бумага и карандаш, у художника – холст и краски, а у меня – люди, самое сложное, что может быть".
Развернуться будущему новатору было негде, и большая семья уехала из Грузии. В 1956 году Товстоногову предложили в Ленинграде возглавить Большой Драматический театр.
Было 9 заповедей Товстоногова: "не флиртуй в своём театре, не болтайся без дела, слушай вдумчиво…" Все испугались, что в театр пришёл диктатор, пока не разгадали его секрет. Именно при нём актёры раскрыли всю полноту своего таланта. Так, для постановки спектакля "Идиот" Товстоногов пригласил начинающего артиста. Тот в испуге попятился: "Моё место в массовке", – уверял Иннокентий Смоктуновский.
Со всей страны съезжались в Большой драматический театр. Чтобы посмотреть спектакль, одна зрительница на сутки устроилась в театр уборщицей… Товстоногова называли создателем фабрики звёзд, где не было любимых или главных актёров, но имена превращались в легенды. Каждый спектакль – даже о лошади – был о Человеке, о неравнодушии, о том, что вызывает боль.
"Назначение театра – растревожить человеческую совесть".
Харизматичный, элегантный, пахнущий дорогим парфюмом Товстоногов одним только тембром голоса мог пленить любую женщину, если бы захотел. Он не раз ещё пытался создать семью, но безуспешно. Его домом был театр, жизнь в котором затихала глубокой ночью. БДТ сравнивали с грузинской семьёй, где кипели страсти, но все любили друг друга.
За 33 года Георгий Товстоногов поставил две сотни спектаклей, которым устраивали 40-минутные овации. Ведущие режиссёры мира с ним советовались и пытались разгадать тайну Мастера, чей ответ был прост: "Мы столько врём в жизни, что нужно хоть на сцене говорить правду".