Назад в СССР. 100 лет
Назад в СССР. 1955 год
В тот год советские граждане познакомились с Максимом Перепелицей, впервые прокатились под Ленинградом, получили сотни кулинарных советов разом, распрощались с излишествами в архитектуре и начали читать самый прогрессивный молодёжный журнал. 1955-й.
В 1955 году родился любимый киноперсонаж – Максим Перепелица. Режиссёр Анатолий Граник снял ленту, которая мгновенно завоевала любовь зрителя. Неунывающий и остроумный парнишка нравился всем: Леонид Быков, несмотря на то что артистом был ещё очень молодым, обладал нескончаемым запасом обаяния. В фильме впервые прозвучала песня "В путь", и её тут же подхватили, особую любовь она снискала в армии. На экране также впервые показали гордость отечественных военных разработок – автомат Калашникова. Впрочем, эта деталь для широкой публики была не самой важной. Лёгкий и оптимистичный настрой картины дарил искреннюю радость и веру в лучшее.
15 ноября Ленинград ликовал: ровно в полдень в Северной столице торжественно открыли метро. С трепетом и восторгом жители города спустились в подземку и прокатились по маршруту от "Площади Восстания" до "Автово". Первым пассажирам предложили книги для отзывов о новом транспорте, и люди написали сотни искренних комплементов. Поезда поначалу состояли всего из четырёх вагонов, а станции имели лишь по одному выходу. Но это было быстро, красиво, современно и прогрессивно! Второй в Союзе метрополитен стал ничуть не менее любимым, чем первый, московский.
Отличный подарок гражданам, в особенности гражданкам, сделал "Госторгиздат". На прилавках появилась легендарная книга "Кулинария". 960 страниц чистого гастрономического удовольствия и три тысячи рецептов! А помимо того – основы обработки продуктов, принципы рационального питания, правила подачи и сервировки, всевозможные полезные советы. Иллюстрации стали отдельным наслаждением. Сочные картинки продолжали традицию, начатую в "Книге о вкусной и здоровой пище": аппетит нарядные блюда вызывали мгновенно. Конечно, далеко не все описываемые ингредиенты удавалось достать и не все сложносочинённые кушанья приготовить, но практические рекомендации были бесценными.
В ноябре закончилась эпоха сталинского ампира. Одним постановлением ЦК КПСС перечеркнул монументальную архитектуру, которая стала символом правления Сталина. Уже в 1954-м начали упрощать стиль гражданского строительства, однако общие черты эпохи сохранялись. Хрущёв, в порыве избавления от наследия предшественника, решил, что с проблемой разбираться нужно резче, и в 1955-м проекты зданий вмиг лишились лепнины, колонн, парадных подъездов и прочих, как тогда было принято говорить, "излишеств". На смену зданиям, напоминавшим дворцы, пришли безликие типовые постройки, чьей главной чертой была функциональность. Впрочем, жители коммуналок, которые получили – немыслимое дело! – отдельные квартиры со всеми удобствами в новеньких хрущёвках, об утраченном декоре думали в последнюю очередь.
В 1955-м читатели с интересом открыли первый номер журнала "Юность" и на долгие годы окунулись в волнующий мир молодой и, главное, талантливой советской литературы. Создатель и главный редактор издания Валентин Катаев каким-то чудом добился свободы для своего детища. В нём печатались вещи, далёкие от соцреализма, и принадлежали они зачастую перу совсем молодых авторов. Это был глоток свежего воздуха, и не только поэтического. Рубрики о науке, спорте и других интересных сферах оказались лёгкими и остроумными, сатирическая страничка под названием "Пылесос" (позже – "Зелёный портфель") вообще била все рекорды по популярности. Многие начинали читать журнал именно с неё. Шли годы, менялся состав редакции и положение в стране, но "Юность" оставалась прогрессивной и молодёжной. Первый тираж составлял всего 100 тысяч экземпляров, к 1989 году цифра выросла до 3 миллионов – это ли не показатель безоговорочной любви читателя?
А ещё в том году начали строить первый и крупнейший в мире космодром – "Байконур", ввели звание адмирала флота Советского Союза и в воздух подняли первый реактивный лайнер Ту-104.