Меню

Москва 6:05 27 июля 2024

Крупным планом

Железная леди советского кино Татьяна Лиознова

Как Татьяна Лиознова ломала стереотипы? Почему она была отчислена из ВГИКа? Какому артисту режиссёр отказалась дать роль Штирлица?
© Галина Кмит/РИА Новости
Мечта о большом кино Татьяне пришла в авиационном институте, где она училась в разгар войны. А потом вдруг решила поступать во ВГИК на режиссёрский факультет. Её приняли, а через год исключили за профнепригодность
© Георгий Тер-Ованесов/РИА Новости
Тогда она собрала всех отчисленных, поставила с ними спектакль и показала Сергею Герасимову (на фото). Мастер-педагог пожал ей руку и вернул на студенческую скамью
© РИА Новости
Разнорабочая киностудии, помощник режиссёра, ассистент – хрупкая женщина прошла нелёгкий путь, прежде чем подать голос наряду с признанными режиссёрами. Это произошло после картины "Три тополя на Плющихе". История внезапных чувств деревенской женщины и городского таксиста потрясла зрителей 60-х годов
© А. Гольцин/РИА Новости
Так пронзительно на советском экране любовь ещё не звучала. В её фильмах о любви не говорили, о ней молчали. Пусть целых 6 минут, как в эпизоде, ставшем классикой. С подобной тишиной мог справиться не всякий режиссёр
© РИА Новости
Взявшись за многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны" по роману Юлиана Семёнова, она сломала стереотип, показав фашистов умными соперниками. Это было рискованно, но честно
© Галина Кмит/РИА Новости
К съёмкам она подошла как к боевой операции, всё было продумано до мелочей: от одежды до эмоций, которых она могла добиться гневным взглядом. Канцлер Бисмарк, как называли её на площадке, долго искала актёра на роль Штирлица
© GlobalLookPress
Но всё же отказалась пробовать Арчила Гомиашвили, с которым тогда была связана романтическими отношениями. Командовать парадом Лиознова ему не разрешила, пожертвовав личным счастьем. Годы спустя Гомиашвили, случайно встретив режиссёра в самолёте, сказал слишком прямо, что он летит с дочкой, а у неё только коробки с киноплёнкой
© РИА Новости
С ней работали лучшие актёры, композиторы и операторы. Имя Татьяны Лиозновой означало знак качества. Вчера – военный детектив, сегодня – музыкальная комедия. Снимать фильмы, непохожие друг на друга, – это был её творческий карнавал
© GlobalLookPress
В ней сочеталось женское с мужским. Она умела кокетничать и метать молнии, готовить превосходный борщ и чинить машину, хохотать до упаду и добиваться своего. Железная леди советского кинематографа прожила длинную жизнь как мгновение, призвав не думать о секундах свысока

Она так любила кино, что посвятила ему всю жизнь. Каждый час, каждое мгновение. Отец Тани Лиозновой погиб на фронте. Чтобы выжить, она помогала маме шить на заказ. Настоящим праздником для будущего режиссёра был поход в кино.

Мечта о большом кино Татьяне пришла в авиационном институте, где она училась в разгар войны. А потом вдруг решила поступать во ВГИК на режиссёрский факультет. Её приняли, а через год исключили за профнепригодность. Тогда она собрала всех отчисленных, поставила с ними спектакль и показала Сергею Герасимову. Мастер-педагог пожал ей руку и вернул на студенческую скамью.

Разнорабочая киностудии, помощник режиссёра, ассистент – хрупкая женщина прошла нелёгкий путь, прежде чем подать голос наряду с признанными режиссёрами. Это произошло после картины "Три тополя на Плющихе". История внезапных чувств деревенской женщины и городского таксиста потрясла зрителей 60-х годов. Так пронзительно на советском экране любовь ещё не звучала.

В её фильмах о любви не говорили, о ней молчали. Пусть целых 6 минут, как в эпизоде, ставшем классикой. С подобной тишиной мог справиться не всякий режиссёр. Паузы Лиозновой были насыщенными. Как и в жизни, она годами ждала работы, готовясь к ней как к решающему бою...

Взявшись за многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны" по роману Юлиана Семёнова, она сломала стереотип, показав фашистов умными соперниками. Это было рискованно, но честно.

Леонид Куравлёв, народный артист РСФСР:

– Она приходила в павильон, сразу наступала священная, подчёркиваю, священная тишина. Её очень боялись, и хорошо, что боялись.

К съёмкам она подошла как к боевой операции, всё было продумано до мелочей: от одежды до эмоций, которых она могла добиться гневным взглядом.

Канцлер Бисмарк, как называли её на площадке, долго искала актёра на роль Штирлица. Но всё же отказалась пробовать Арчила Гомиашвили, с которым тогда была связана романтическими отношениями. Командовать парадом Лиознова ему не разрешила, пожертвовав личным счастьем. Годы спустя Гомиашвили, случайно встретив режиссёра в самолёте, сказал слишком прямо, что он летит с дочкой, а у неё только коробки с киноплёнкой.

С ней работали лучшие актёры, композиторы и операторы. Имя Татьяны Лиозновой означало знак качества. Вчера – военный детектив, сегодня – музыкальная комедия. Снимать фильмы, непохожие друг на друга, – это был её творческий карнавал. В ней сочеталось женское с мужским. Она умела кокетничать и метать молнии, готовить превосходный борщ и чинить машину, хохотать до упаду и добиваться своего. Железная леди советского кинематографа прожила длинную жизнь как мгновение, призвав не думать о секундах свысока.



Смотрите также

Субботний Рамблер