Главный экспонат
Главный экспонат Пименова
В слове "оттепель" есть какая-то магия – атмосфера обновления и счастья. Сам период оттепели длился всего 12 лет, но за это время изменилась жизнь целой страны. И "Свадьба на завтрашней улице" Юрия Пименова – бесценное свидетельство той эпохи. Именно за эту картину художник получил золотую медаль Академии художеств.
Юрий Пименов признавался: "Меня всегда интересовали и дороги, и люди". Его творческий путь начался с куда более сурового искусства – он писал картины, посвящённые войне, очень драматичные, сложные, в стиле экспрессионизма.
Его работы критикуют за плакатность и формализм, журналы отказываются с ним сотрудничать. От творческого кризиса Пименова спасали жена и пешие прогулки по Москве. Неожиданно для всех художник изменил манеру письма. Более того, он уничтожил и некоторые ранние работы. Причём даже те, которые уже находились в музеях.
Юрий Пименов, художник:
– Мне всегда казалось, что материал искусства лежит рядом. Поэтому я страстно, органически не люблю абстрактных вещей. Именно настоящий реализм больше всего похож на действительность своего времени.
Чёрная полоса закончилась лишь в 1937-м. Художник вдохновлён масштабной реконструкцией города. Он пишет "Новую Москву". Пименов первым нашёл оригинальное композиционное решение, больше напоминающее снимок. Со временем этот приём художник повторит ещё дважды.
Юрий Пименов был большим экспериментатором: создавал декорации для спектаклей, а также театральные афиши и даже написал несколько книг. Он называл себя художником-реалистом, и в 1960-м снова вернулся к теме меняющегося города.
Картина "Свадьба на завтрашней улице" является заглавной из серии полотен "Новые кварталы", задуманной Пименовым в период хрущёвской оттепели.
Юрий Пименов, художник:
– Для меня новые кварталы – это вовсе не планы или чертежи. Для меня это просто люди, которые переезжают в новые дома. Это новый воздух, воздух хороших, свежих домов.
Художник был счастлив в браке с Натальей Бернадской. Возможно, поэтому ему пришла идея изобразить себя и супругу в роли молодожёнов. На наших глазах идёт свадебная процессия: по мосткам, по грязи, но всё равно есть ощущение, что молодые парят в воздухе, настолько они счастливы. В правой части картины виднеются мамы с колясками, это намёк на то, что в семье ожидается пополнение. Яркими пятнами являются необыкновенной красоты платье невесты и светлый дом, который будто продолжает тему семьи.
Пименов писал московские будни, но в них всегда чувствовалось присутствие праздника жизни. Ощущение, что художник увидел счастливый, радостный момент и мгновенно перенёс его на холст. Отдайтесь настроению свадьбы, настроению эпохи, настроению только что построенного города и улицы – и оно непременно вызовет улыбку.