Люди настроения
Олег Янковский: "Я был декоративным артистом. А начиная с "Мюнхгаузена" стал представлять своё поколение"
Последний аристократ советского кино родился в казахском городке Джезказгане, где его отец, бывший царский офицер, строил комбинат. Всем сыновьям родители привили любовь к искусству и прекрасные манеры.
Он мечтал стать футболистом или стоматологом, а когда семья перебралась в Саратов, пошёл в театральное училище. Лучшее, что могла ему предложить судьба, – это Саратовский театр драмы.
"Удача – это тот конь, который даёт тебе возможность его обуздать. Со мной это случилось на гастролях".
В гостиничном ресторане режиссёр Басов жаловался жене, что нет актёра для фильма "Щит и меч", и Титова показала на вошедшего Янковского. "Наверное, математик. Артистов с умным лицом не бывает", – не поверил Басов и ошибся.
Марк Захаров позвал актёра в Москву, и тот её покорил. Янковский не был героем-стахановцем, послевоенным романтиком или модным в оттепель интеллектуалом. Теперь зрителю нужен был другой герой.
"Я был декоративным артистом. А начиная с "Мюнхгаузена" стал представлять своё поколение".
"Лицом надо дорожить", – считал он и никогда не снимался в рекламе, а роли выбирал те, в которые можно вдохнуть характер. Его особенностью стала недосказанность, загадка в глазах, от которых невозможно оторваться.
Казалось бы, как можно сыграть ум? Отчаяние? Муку одиночества? В кино ни до, ни после никто так чувственно не обнимал женщин и не признавался так тонко в любви.
"Мы во многом перед женщинами в неоплатном долгу".
К своей ошеломительной славе он относился с пониманием. Как и к женщинам, которые ходили за ним по пятам и забрасывали любовными письмами. 46 лет он прожил с женой, ни разу не став персонажем скандальной хроники. Актриса Людмила Зорина посвятила свою жизнь мужу, лишь однажды сыграв с ним историю о кризисе среднего возраста.
Его умением насыщенно молчать был восхищён Андрей Тарковский. И пригласил в свой фильм, спросив, сможет ли он сыграть жизнь и смерть в одном кадре без слов. Этот кадр вошёл в историю мирового кинематографа.
"Ты, видать, увёл меня с собою. Потому что здесь чужой старик ссорится у зеркала с судьбою…"
Играя последнюю в жизни роль – митрополита Филиппа, – он так вошёл в образ, что коллегам на площадке было страшно смотреть в его глаза. А может быть, актёр понимал, что прощается с камерой, театром и зрителем?..
Его игра всегда была столь лёгкой, что ней видно было труда. И жил он точно так же, как в полёте. За день до смерти по телефону он сказал: "Всё хорошо". И даже в этом был талант Олега Янковского.