Крупным планом
Татьяна Пельтцер: "Плюнуть бы на всё и заняться семьёй. Да только я её проморгала"
"Пельтцы" – так назывались шубы, которыми её немецкие предки торговали ещё при Иване Грозном. Иоганн Пельтцер, купец по происхождению, был актёром, а его дочь Татьяна в Театре Политуправления играла комсомолок в красных косынках.
Татьяна вышла замуж за немца Ганса и уехала с ним в Берлин. Днём фрау Тейблер работала машинисткой, а вечером вела богемную жизнь: гости, театры, рестораны. В конце концов, она изменила мужу, и тот отправил неверную супругу домой.
В Москве она вернулась на сцену, но её быстро уволили с формулировкой "профнепригодна". Татьяна опять устроилась машинисткой на завод.
"Моё лицо как будто сшито из старых лоскутов…"
Она пришла в Театр Сатиры, где её заметили кинорежиссёры. И Татьяна Пельтцер стала играть старух. Ей было чуть больше 40.
Марк Захаров, художественный руководитель театра "Ленком" (1973-2019), народный артист СССР:
– Я как-то сказал Аросевой: "Ольга Александровна, а вот когда Татьяна Ивановна была молодая…" Она ответила: "Она никогда молодая не была".
Немка в душе и купеческая дочь играла простых русских крестьянок. Зато в жизни одевалась дорого и богато. Мех – настоящий, кольцо – бриллиант. "Старуха, так старуха, – смирилась Пельтцер. – Только обязательно счастливая. Хоть на экране".
"Плюнуть бы на всё и заняться семьёй. Да только я её проморгала".
У Ганса Тейблера уже была новая семья, и всё же он разыскал свою Таню и стал с ней переписываться. А потом пригласил в Берлин, и когда театр выехал на гастроли в ГДР, они встретились. Ей было 65…
Вера Васильева, народная артистка СССР:
– Все её встречи с Гансом проходили для неё не с разочарованием, а с таким ощущением, что она видела любимого.
Они встречались каждый год, пока вдруг долгожданное свидание не закончилось ссорой – пожилые влюблённые решили выяснить, кто виноват в том, что они расстались.
Это был период расставаний. 30 лет народная артистка СССР была занята в половине репертуара Театра Сатиры, а потом взяла и послала к чёрту главного режиссёра Валентина Плучека. Мастер резкого жеста и крутых решений, Татьяна Пельтцер прямо в гриме ушла с репетиции и села в такси со словами: "В "Ленком". Ей было 74 года.
"Говорят, меня не видели молодой. А мне кажется, я никогда не была старой".
В новом театре её полюбили и называли бабушкой. Нерастраченную любовь Татьяна Ивановна дарила молодым, заражая их своим неуёмным темпераментом. Радостей было не так уж и много, одна из них – ночные сражения в преферанс.
Леонид Броневой, народный артист СССР:
– Не дай Бог, если она проиграет, мне доставался такой мат! Но поскольку она была очень обаятельной и милой женщиной, у неё это звучало прекрасно!
Однажды она нецензурно выругалась на спектакле: забыла текст и в отчаянии ушла со сцены писать заявление об уходе. Её поддержал Александр Абдулов, пообещав незаметно подсказывать.
Зрители всё понимали, ждали её выхода и встречали шквалом аплодисментов. В роли почти без слов она просто здоровалась с ними. А может, прощалась…