Крупным планом
Елизавета Уварова: любимица детворы и Евгения Шварца
Широко известной Елизавету Уварову сделала последняя кинороль – в фильме "Усатый нянь".
Жизнь актрисы была полна парадоксов и тайн. Елизавета Уварова то рассказывала, что родилась в крестьянской семье, то признавалась, что она дочь петербургского барона Герцберга. Уже никто не прояснит, где вымысел, а где правда.
Что стало с семьёй после революции, тоже осталось тайной. Сама же она прошла дороги Гражданской войны сестрой милосердия. Вернувшись в Петроград, поступила в два вуза – медицинский и филологический, но однажды оказалась в компании артистов и поразила их гримасами. "Голубушка, вам бы на сцену!" – сказали они и убедили сменить профессию. Так Лиза стала актрисой – сначала театра "Водевиль", а затем ТЮЗа.
Она играла сказочных героинь, зверей, была любимицей ленинградской детворы и... Евгения Шварца. Специально для неё драматург написал пьесу "Ундервуд". Он так говорил о ней: "Она умна, владеет французским, имеет отличную библиотеку, её комната обставлена со вкусом… Но вряд ли хоть минуту в жизни Лиза была счастлива".
Уварова дружила с семьёй Зощенко, общалась с Маршаком, Кавериным, но мало кому рассказывала о личном. Она рассталась с режиссёром Евгением Гаккелем, когда к ним в ТЮЗ пришёл обаятельный Борис Чирков. Они поженились и прожили 10 лет. Он стал кинозвездой – актёром государственного масштаба. Когда после правительственного концерта Чиркову вручили ордер на московскую квартиру, он приехал к жене в Ленинград и собрал чемодан: "Прости, Лиза, уезжаю навсегда". Уварова осталась в коммуналке.
Ни мужа, ни детей, ни родственников не было. Но её окружала молодёжь. В театре и в институте, где преподавала Елизавета Александровна, ученики тянулись к старомодной даме с характером.
Все силы она отдавала Театру комедии, который после ТЮЗа стал её новым домом. На репетиции приходила с книжными новинками и приводила для бесед писателей. Такие дни для Уваровой были священными.
Дома она была радушной хозяйкой, столы накрывала, не экономя. К ней в гости приходили и знаменитости, и скромные сотрудники "Ленфильма", и непременно молодёжь.
Когда её не стало, вдруг обнаружилось, что каждый месяц по секрету она переводила деньги: актрисам – вроде как от поклонников, актёрам – якобы за талант. Это ещё одна загадка Елизаветы Уваровой. Может, бывшей крестьянки, может, дочери петербургского барона.