Меню

Москва 20:15 3 декабря 2024

Главный экспонат

Пятая загадка Поллока

Кто повредил знаменитое полотно? Что привело Поллока к душевному расстройству? О мятущейся душе художника и его работе – в рубрике "Главный экспонат".

В конце 1940-х персональная выставка Джексона Поллока прошла с успехом. Однако продать удалось всего одну картину. Альфонсо Оссорио, вопреки протестам своего делового партнёра, приобрёл "Номер пять" за полторы тысячи долларов. Во время доставки полотно повредили. Художник тут же предложил владельцу восстановить работу, но в результате полностью переписал её.

Картина "Номер пять" Поллока является одной из самых загадочных в его наследии. Художник очень редко давал своим картинам названия, он просто нумеровал их, предоставляя зрителю свободу воображения.

Джексон Поллок достаточно долго искал себя, ему казалось, что все методы живописи были изобретены до него. Это привело к душевному расстройству, в результате которого он даже оказался в клинике. От самого себя Поллока спасала только живопись. И однажды он нашёл свою технику. Технику дриппинг, то есть разбрызгивание, ещё называют капельной. Если мы внимательно посмотрим на холст, то увидим, что краска попадает на него именно в виде капель. "Я не начинаю работу с рисунка и не делаю набросков, а сразу пишу на холсте", – признавался художник.

Впервые Джексон и Ли встретились на вечеринке в 1936 году. Ли Краснер была довольно известной художницей. Позже она признается, что влюбилась в Поллока с первого взгляда. Предки Ли Краснер были родом из Российской империи, и дома её называли Леной. Супруги обустроились недалеко от Нью-Йорка. Теперь ничто не отвлекало Поллока от живописи. "Чаще всего я использую жидкие, текущие краски, – говорил художник, – кисть не обязательно касается холста, а движется над ним, и я не допускаю случайности".

Картина "Номер пять" Поллока огромная по размеру, она выполнена в фиброкартоне в коричневых, жёлтых, белых и чёрных тонах. Изображён хаос. Такое впечатление, что произошла какая-то трагедия, и вся накопившаяся энергия будто вырвалась наружу. Поллок рассказывал: "Когда холст на полу, я чувствую больше свободы, становясь частью картины, я могу ходить вокруг неё, работать со всех четырёх сторон и буквально находиться внутри картины".

Произведения Поллока очень нравились критикам, но совершенно не интересовали простых зрителей, которые их не понимали и не покупали. И в возрасте 44 лет, когда его карьера находилась на пике, Поллок попал в автокатастрофу. Любовница художника выжила и сделала довольно успешную карьеру на его имени. Когда Ли Краснер узнала о трагедии, она приняла решение продать все полотна супруга, не простив ему предательства.

Картина "Номер пять" долгое время была скрыта от публики. Сенсационное возвращение произошло в 2006 году. На аукционе полотно продали за рекордные в то время 140 миллионов долларов.

Если вам вдруг доведётся увидеть это или другое полотно Джексона Поллока, попробуйте посмотреть на него с двух ракурсов. Сначала издалека – будет ощущение, что вы находитесь внутри этой картины. Но после подойдите максимально близко и рассмотрите внимательно технику: возможно, тогда придёт понимание мятущейся души, которая была внутри художника.



Смотрите также

Субботний Рамблер