Это интересно
Музейные фальшивки
В июне 2017 года неожиданно закрыли нашумевшую выставку работ Модильяни. Оказалось, треть картин художника – подделки! Скандал прогремел на всю Италию, тысячи разгневанных посетителей выставки ринулись к Палаццо Дукале, чтобы вернуть деньги за билеты.
Стефано Зуфи, куратор выставки:
– Модильяни – один из наиболее часто копируемых художников. Что касается этих картин, мы были в них уверены, потому что до этого они выставлялись в галереях, были в частых коллекциях. Но, как оказалось, это копии.
Русских авангардистов подделывают не меньше. В том же 2017-м в музей Дюссельдорфа была передана редкая картина Казимира Малевича "Чёрный прямоугольник, красный квадрат". Полотно выдержало тысячи экспертиз, прежде чем выяснилось, что это подделка.
Жанна Полански, искусствовед, коллекционер живописи:
– Аналогичная картина того же периода и того же сюжета недавно ушла с аукциона за 17 миллионов долларов. Если бы картина оказалась подлинником, она стоила бы больших денег.
Собрание фальшивок обнаружилось и в Вашингтоне. 2 года назад искусствоведы признались: древнейшие свитки Мёртвого моря на самом деле не такие уж древние! Манускрипты были приобретены Музеем Библии, но неожиданная экспертиза показала, что знаменитый артефакт – не более чем фальшивка.
Жанна Полански, искусствовед, коллекционер живописи:
– Взяли свиную кожу, искусственно состарили её, а потом нанесли текст. Это очень качественная подделка. Сделана она могла быть где-то около 1947 года, потому что первые свитки нашли именно в это время.
Не денег ради, а славы для. Двое удалых купцов из Одессы неожиданно объявили о том, что нашли тиару скифского царя! И якобы сделана она была в III веке до нашей эры. Многие музеи от такого щедрого предложения отказались, но кураторы Лувра подумали и выкупили экспонат всего за 200 тысяч франков.
Александр Быковский, историк:
– Серьёзные эксперты и исследователи изучали эту корону долгое время, но никто не нашёл ничего подозрительного.
Несколько лет экспонат выставлялся в Лувре. Иностранные эксперты не раз высказывали сомнения в подлинности одесского шедевра, но французы наотрез отказывались верить в то, что их тиара – фальшивка. Пока не объявился одесский ювелир, создатель артефакта.
Александр Быковский, историк:
– Никто не верил, пока сам Израиль Разумовский не сознался в этом, чтобы прославиться. Он показал, как и где он изготовил корону. Только после этого её убрали из экспозиции. Позже корону выкупил музей Израиля.
Разумовского не наказали за аферу, а, напротив, предложили место главного реставратора в Лувре. Детали сговора с предприимчивыми купцами выяснять не стали – уж больно ювелир был хорош.
Анастасия Лебедева, "Настроение"