Люди настроения
Анна Маньяни: "Хочу, чтобы все знали: я родилась в Риме и горжусь этим!"
"Хочу, чтобы все знали: я родилась в Риме и горжусь этим!"
Дерзкая и упрямая, наперекор родне Анна поступила в школу декламации, которую окончила, ни разу не открыв учебник. "Я была непонятливой ослицей", – жалела она потом.
Публика так обожала её хулиганские куплеты, что дарила вместо цветов домашнюю лазанью и приглашала в гости.
Простолюдинка с прозвищем Чернушка стала женой аристократа, режиссёра Гоффредо Алессандрини. Разные, как масло и вода, супруги ссорились по любому поводу и, несмотря на статус, Анна от него ушла.
Судьбу актрисы решила война, когда итальянские режиссёры обратились к народу, его темам и персонажам. Это течение в кинематографе назвали "неореализмом", а началось всё с фильма "Рим, открытый город" Роберто Росселлини.
Фильм получил "Оскар", а на Анну обрушилась не просто слава – Маньяни стала символом Италии. Вместе с мировым признанием к ней пришла любовь всей жизни. Роберто Росселлини был её божеством, которому она целовала руки.
"Я немного похвастаюсь: у меня много поэтичности, я глубоко человечна".
Роберто Росселлини, режиссёр:
– Кто мог не любить её? У неё был такой заразительный смех! Вы можете, к примеру, находиться в самом мрачном расположении духа, в самом отвратительном состоянии, и вдруг появляется солнце!
Талантливая и творчески беспокойная, Анна была его музой, пока однажды за ужином в ресторане Роберто не объявил, что будет снимать Ингрид Бергман. В тот же миг двойная порция спагетти оказалась на голове классика неореализма.
"Маньяни ревнует", "Рим не принял Бергман", – пестрили газетные заголовки. Чтобы не видеться с Роберто, Анна уехала в Голливуд. За роль в фильме "Татуированная роза" Анна Маньяни получила "Оскар". Голливуд с почтением признал её талант, но она нуждалась в Риме. Там её любили грустную и весёлую, молодую и с морщинками.
"Рим очень изменился, я его больше не узнаю. Только иногда летними вечерами, когда Рим пустеет, я выхожу на улицу и вижу его прежним".
Федерико Феллини, режиссёр:
– Я знал, что для этого подходит только Анна. Только её я представлял себе в фильме как мать Рима. Мама Рома. Мне особенно горько это вспоминать, потому что это было одно из последних её появлений на экране.
Анну Маньяни похоронили в фамильном склепе Росселлини. Так решил Роберто, который провёл с ней последние дни. В день прощания с великой итальянкой римляне не вышли на работу, чтобы с овациями проводить актрису, у которой никогда не просили автограф… Как у мамы.