Это интересно
Императорские покои. Кто перестроил московский Кремль?
Проект Василия Баженова
Владимир Шухов, историк архитектуры, художник:
– У него была такая концепция: Кремль больше не должен быть крепостью, в которой можно прятаться, а это, наоборот, должен быть некий центр России. Внутри была такая овальная площадь большая с колоннадами типа римского Колизея, посерёдке должна была стоять Триумфальная колонна, от неё должны были лучами расходиться прямые дороги – на Санкт-Петербург, на Рязань, на все остальные части.
Дворец должен был растянуться на целых 600 метров. Его макет был таким огромным, что на согласование в Петербург его везли на 120 телегах. Екатерина осталась довольна, и в Москве началось строительство, точнее, разрушительство. Кремлёвские стены сломали, но в город пришла чума, и всем стало не до того. О новом дворце вспомнил лишь Николай I и заказал его уже Константину Тону.
Проект Константина Тона
Владимир Шухов, историк архитектуры, художник:
– Эскизы как архитектурное решение наружного и всех иных интерьеров, деталей, что вот здесь мы сейчас видим, это всё лично утверждал Николай I. "Император-инженер", "император-учёный" – потому что он получил широкое образование, и иногда это мешало. Поэтому Тон в своих записках писал, что, с одной стороны, ему очень как бы лестно, ему очень приятно, но очень тяжело работать.
В 1849 году громадный дворец построили. 2 этаж отвели под парадные залы, а на 1-м поселился сам Государь. Столовая, гостиные, кабинеты и будуар должны были подчёркивать величие Российской империи. Смешение стилей от античности до ампира было в моде. Как и первая ванная вместо купальни. Настоящий дворцовый переворот!
Владимир Шухов, историк архитектуры, художник:
– Николай I хотел, чтобы здание было очень красивое, солидное, но всё равно европейское. Дворец отставал. Отставал от моды, отставал от удобств – были какие-то там на уровне средневековья... И вот только когда Тон построил этот дворец, это стало как бы домом для коронованных особ, для царской семьи.
Золотое время империи
В огромных зеркалах, которые стали производить в России с середины 19 века, отразилась сказочная роскошь, созданная русскими мастерами. Фарфоровые вазы и хрустальные люстры, камины из малахита и мрамора, столики с флорентийской мозаикой, инкрустированная перламутром и золотом мебель.
Владимир Шухов, историк архитектуры, художник:
– Мы видим очень много золота, то есть даже переизбыток золота. И если вот сравнить, на что это похоже, то, конечно, на русские церкви. Там то же самое – позолоченные иконостасы, очень светло, очень много золота, всё должно было светиться.
Николай I, Александр II, Александр III, Николай II – список жильцов монаршей резиденции можно было бы продолжить, если бы не революция. Следующие правители страны в императорских покоях уже не жили.