Хит-просвет
Хит-просвет от Градского
Год 1977-й. Лауреатом "Песни года" становится не известный широкой публике исполнитель. Длинные волосы, тёмные очки – всё это так не похоже на советскую эстраду и лишь подогревает интерес к певцу.
Эту песню зрители уже слышали по радио, но об исполнителе – Александре Градском – информации не было. Разве что в узких кругах знали: 26-летний артист славится эпатажным характером и бунтарским нравом.

Путь на сцену ему открыла Александра Пахмутова. В 1975-м к ней обратился режиссёр Юрий Борецкий с просьбой спасти репутацию. Ему поручили снять картину "Моя любовь на третьем курсе" – фильм о студентах, трудящихся на целине и рассуждающих о принципах коммуны и бригады. Спасти такой сценарий можно только музыкой.
Пахмутова согласилась. Изначально все музыкальные партии должна была исполнить Елена Камбурова. Но чем больше композитор слушала, тем яснее становилось – нужен кто-то ещё.
Присмотреться к Градскому предложили коллеги, но тут же оговорились: уверенный в своей гениальности, этот молодой человек не любит официальную эстраду, может не согласиться.

Александр Шпагин, киновед:
– Но Пахмутову Градский уважал. Других бы он послал в своём стиле двадцатиэтажным матом, а здесь согласился. И пришёл.
Изучив партитуру, Градский предложил внести изменения – сделать третий куплет выше на октаву! Пахмутова удивилась, но дала добро.
Александр Левшин, музыкант, продюсер:
– Он просто без всяких микрофонов ей заверещал там так, что у Пахмутовой округлились глаза.
В итоге в фильме прозвучали две версии песни – проникновенное исполнение Камбуровой завершалось настоящим взрывом в исполнении Градского.
Художественный приём сработал. Но с записью композиций для радио возникла заминка. Пахмутову просили подумать, подходит ли длинноволосый певец на роль новой звезды эстрады.

Александр Градский, певец, композитор:
– Пахмутовой говорили, что исполнителей много, советовали переписать с другим! Она отвечала: я сама знаю, с кем мне записывать. Сказала, хлопнула дверью и на четыре месяца исчезла из редактуры радио, а это был скандал.
Скандал дошёл до верха. Авторитет Пахмутовой был настолько высок, что перед артистом открылись запертые до этого двери. Позже перепеть шлягер пытались многие, но тут же соглашались – исполнение Градского навсегда останется эталонным.
Александр Левшин, музыкант, продюсер:
– Даже люди с высокими голосами не могут повторить эту страстность, это необузданное рисование пространства.