Век "Мосфильма"
"Неуловимые мстители"
В 1966 году на экраны вышел культовый фильм Эдмонда Кеосаяна "Неуловимые мстители". Идею создания этого советского боевика многие называли авантюрой, ведь съёмки проходили на высоком уровне риска. Несовершеннолетние актёры играли без дублёров и почти все трюки выполняли сами.
Но всё закончилось благополучно: фильм стал лидером проката, за год его посмотрели более 50 миллионов зрителей. На волне такого оглушительного успеха были сняты ещё две части "Неуловимых мстителей".
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– "Неуловимые мстители" сняты по повести Павла Бляхина "Красные дьяволята". По этой же повести в 1923 году был снят немой фильм. А в 1964 году было решено поставить новый фильм, но чтоб был не хуже того.
Возвращение к теме "Красных дьяволят" началось с поиска актёров. Сложнее всего было найти главных героев – подростков лет 13-14. Благодаря объявлениям в газетах на пробы пришли тысячи ребят. Среди них друзья Витя Косых и Миша Метёлкин. Их утвердили сразу: они подходили по типажу и имели опыт работы в кино. Валю Курдюкову нашли в спортивной школе по художественной гимнастике. Яшку-цыгана искали по всей стране, отсмотрели 8 тысяч ребят, но петь, танцевать, и скакать верхом мог только Вася Васильев. Он вырос в таборе, и все эти навыки ему были хорошо знакомы. Для мальчишек сниматься в такой картине – мечта: драки, погони, стрельба и езда на роскошном "Роллс-Ройсе".
Александр Микулин, каскадёр, постановщик трюковых съёмок:
– В "Неуловимых мстителях" была такая сцена, где за рулём автомобиля должен был быть Миша Метёлкин. Я категорически был против этого, потому что он пробивает там настоящее стекло. Мы долго разговаривали с Кеосаяном, он меня убеждал, а я не соглашался. Наконец, мы всё измерили, и я понял, что машина должна ехать максимум со скоростью 5 километров в час. Поэтому я закрыл даже карбюратор, чтобы нельзя было быстро ездить. И в итоге Миша Метёлкин был сам за рулём.
Режиссёр взял ответственность на себя, разрешив юным актёрам выполнять опасные трюки. Для тренировок им наняли опытных мастеров по стрельбе, борьбе, верховой езде и метанию ножей. Одной из самых сложных сцен в фильме был эпизод с горящим мостом. Режиссёр опасался, что декорация сгорит и рухнет раньше, чем по ней проедет поезд. Все актёры были одеты в огнеупорные костюмы. Риск большой, но всё прошло благополучно. Тогда и сейчас за эффектные взрывы, а также за безопасность группы на съёмках отвечали пиротехники.
Игорь Алексеев, пиротехник:
– Пиротехнику в кино можно использовать очень по-разному. Иногда на самом деле ничего не горит, а горят только газовые горелки, и мы как бы обманываем зрителей. Есть ещё вариант съёмки, где что-то горит на самом деле, но обычно это снимают частями, а потом отдельно показывают общий план.