Хит-просвет
"Комбат" из космоса
Год 1993-й. Поэт Александр Шаганов ехал к своему другу и композитору Игорю Матвиенко. Он спешил, ведь в кармане лежали только что написанные им стихи, которые Шаганов посвятил любимому крёстному – фронтовику и командиру батальона. Матвиенко только пожал плечами: текст понравился, но военная лирика в начале 90-х спросом не пользовалась…
О "Комбате" не вспоминали целых два года, и мог бы он лежать в столе и дальше, но тут Матвиенко получил задание. Нужно было подготовить новую песню к важной дате – 50-летию победы в Великой Отечественной войне. В это время продюсер работал с молодой группой "Любэ". Гимнастёрка Расторгуева напомнила Матвиенко о забытых стихах. Картинка, слова и музыка сложились, как пазл.
Премьеру назначили на 8 мая 1995 года в саду Центрального дома советской армии. Музыканты заметно нервничали, ведь новая композиция так отличалась от весёлых и задиристых песен из привычного репертуара "Любэ". Но молодёжь слушала артистов, затаив дыхание, а ветераны плакали. После концерта зрители попросили пропустить их за сцену, чтобы поблагодарить исполнителей за песню.
Вячеслав Гнедак, продюсер, друг Николая Расторгуева:
– Она очень открытая… Там даже в припеве где-то и матерок проскакивает. Это песня, более близкая к образу солдата, советского солдата-победителя. Это песня, которая могла бы быть исполнена в окопах.
Однако критики были недовольны. Что это за "ё" между фразами? Для хулиганской группы ещё куда ни шло, но уж коли затронули серьёзную тематику, уберите сомнительные междометия. Авторы лишь отшучивались, говоря, что это всего лишь акция по поддержке буквы Ё в русском алфавите.
Александр Шаганов, поэт:
– Замечательно генерал Лебедь сказал, когда в интервью его спросили, что это значит: "Тем, кто был в окопах, объяснять не надо!"
На МКС есть традиция – путём голосования выбирать музыку для будильника. "Комбат" становился лидером несколько раз. Под него любили просыпаться не только российские, но и иностранные космонавты.