Люди настроения
Олег Ефремов: "Единственное, что сделали старики для спасения театра, – они позвали меня"
В детстве он знал каждую подворотню в переулках Арбата, но однажды зашёл к другу, чей дедушка когда-то был актёром МХАТа.
"И вот тут во мне действительно зародилась мечта о таком недосягаемом, таинственном искусстве".
Теперь его можно было найти только в Камергерском, куда он ходил на МХАТовские спектакли. Вопрос о выборе профессии даже не стоял, он поступил в школу-студию при этом театре.
Первой глубокой драмой стало то, что во МХАТ Ефремова не взяли. Он пошёл в Центральный детский театр. На его "Иванушку-дурачка" ходили и дети, и взрослые. Казалось, он рождён для сказки.
Анастасия Ефремова, дочь Олега Ефремова:
– Вряд ли он был добрым сказочником. Просто он был замечательным артистом.
Ефремову нравилось меняться самому и менять жизнь вокруг. Смелый от природы, он задумал создать свой театр!
"Современник" стал первым в стране театром, где на сцене говорили таким же языком, как в жизни.
Сломать стену между театром и чиновниками было непросто. "Вы – шлагбаум на пути советского искусства", – сказал он как-то министру культуры Екатерине Фурцевой.
Михаил Козаков, актёр и режиссёр:
– Он требовал извинений от председателя КГБ Владимира Семичастного за его речь о Пастернаке. Таким человеком был Олег.
Спустя годы судьба взяла своё. Ефремову предложили возглавить МХАТ, театр, о котором он мечтал с детства.
"Единственное, что сделали старики для спасения театра, – они позвали меня".
Талантливый режиссёр, он ездил в глубинку за правдой жизни. Искал новые пьесы, новых актёров, и вскоре МХАТ засверкал громкими именами.
Театр был полон зрителей, сцена – новых актёров, а старые МХАТовцы тихо напевали: "Враги сожгли родную МХАТу". Идеи Ефремова принимали не все, поэтому театр решили разделить. Так и возникло два МХАТа.
Светский мужчина с хорошими манерами, он был неприхотлив в обычной жизни. Бытом занимались музы. Женщин рядом с Ефремовым было очень много. Иногда он не мог вспомнить, был роман или нет, и спрашивал об этом прямо.
Михаил Козаков, актёр и режиссёр:
– Женщины на него, что называется, падали!
И всё же так, как театр, его не занимали ни женщины, ни даже собственные дети.
Михаил Ефремов, актёр, сын Олега Ефремова:
– Конечно, были какие-то споры и, естественно, нетерпение. Он всегда был человеком основательным, глубоким и потому подробным.
Ефремов не щадил ни себя, ни актёров. Мог накричать и даже обругать матом, но никогда никого не унижал. Он был жёстким, но искренним человеком.