Москва: история успеха
Анатолий Папанов: с фронта на театральную сцену
70 кинолент, 48 спектаклей, лауреат государственных премий и звание народного артиста Советского Союза. Всё это – Анатолий Папанов.
В спектаклях он участвовал ещё ребёнком, в родном городе Вязьме Смоленской области. В 1930-м, когда мальчику было восемь лет, семья переехала в Москву. Чтобы помочь родным, после окончания школы будущий актёр устроился литейщиком на завод. Однако и там он находил возможность играть – в местной театральной студии.
В 18 лет Анатолия призвали в армию, а после взяли на фронт. В боях был тяжело ранен – взрывом повредило стопу, полгода он пролежал в госпитале. Вернувшись в Москву, Папанов дал себе обещание побороть хромоту. В 1943-м юноша поступил на актёрский факультет ГИТИСа. Правда, преподаватели не видели в нём потенциала – намекали на мешающую трость и ругали за шепелявость. Хромоту он всё же поборол – через боль занимался танцами и гимнастикой. Исправить прикус, из-за которого не все звуки произносились чётко, не удалось.
Во время учёбы в ГИТИСе он встретил любовь всей своей жизни – Надежду Каратаеву, тоже актрису. После выпуска Папанова с супругой по распределению отправили в театр в прибалтийский город Клайпеду. Но через два года труппу расформировали и Анатолий вернулся в Москву. Здесь его встретил режиссёр Андрей Гончаров и сразу пригласил в Театр сатиры. В нём Папанов работал почти 40 лет. А вот в кино его долго не брали.
Большой дебют случился лишь в 1961 году в комедии Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда". И уже через три года карьерный взлёт – режиссёр Александр Столпер позвал на главную роль в картину "Живые и мёртвые". За исполнение сложного образа генерала Серпилина актёр был удостоен государственной премии РСФСР.
После предложения буквально посыпались. Роли были разные, но всенародную любовь принесли комедийные. Дуэт с Андреем Мироновым радовал зрителей и в театре, и в кино. Актёр же относился к работе критически. Образ Лёлика из "Бриллиантовой руки" вообще недолюбливал, хотя комедия вошла в пятёрку лучших картин СССР.
Отдельно талант его голоса раскрылся в озвучивании мультфильмов. Самую известную реплику Волка из "Ну, погоди!" он каждый раз произносил с новой интонацией.
При всей популярности Папанова, звёздная болезнь обошла актёра стороной. Он всегда был скромным. Говорят, даже стеснялся подъезжать к театру на собственной "Волге".
Последней работой Папанова в кино стала роль в картине "Холодное лето пятьдесят третьего". За неё актёру присудили государственную премию Советского Союза посмертно. А к 90-летию Анатолия Папанова был открыт памятник на его малой родине, в Вязьме. Земляков актёр помнил всю жизнь, но родным домом всё же считал столицу, где всегда оставался верен – одному театру, одной профессии и одной любимой женщине – жене.