Люди настроения
Евгений Леонов: "Искусство простоты – самое сложное искусство"
"Добрый день. Я – король, дорогие мои".
"Король комедии", – говорят о нём зрители. "Комический трагик", – считают режиссёры, "Винни Пух", – узнают дети. И всё это о нём, о большом артисте Евгении Леонове.
"У меня была мечта всегда – стать актёром. Труден первый шаг в искусстве. Это уж потом откуда и смелость берётся".
Смешным он был с детства. То ли потому что рос пухлым мальчиком, то ли потому что с детства перенял материнский талант смешно рассказывать обычные истории.
Рано повзрослеть Женю заставила война. Леоновы всей семьёй работали на заводе. Потом был техникум, даже работа токарем, но однажды он надел пиджак старшего брата и пошёл сдавать экзамены в театральную студию. Его приняли "за фактурность".
"Меня раньше спрашивали: "Почему вы стали комиком?" Я всегда говорил: "У меня лицо круглое".
Городской районный театр, где он начал работать, расформировали, и Леонов перешёл в театр имени Станиславского. Режиссёром Яншиным он восхищался, но тот его даже ни разу не похвалил. В том, что он играет хорошо, актёра убеждали друзья. К тридцати годам Леонов считал себя простачком и полным неудачником.
"Искусство простоты – самое сложное искусство".
Серьёзные театральные роли пришли, когда он был уже кинозвездой. Появившись на экранах, Леонов покорил зрителя раз и навсегда.
"Слушай мою команду! Руками ничего не трогать! Огонь не разводить! Ты – выстирай всё бельё. А вы – выучите английский язык. Если не выучите, моргала выколю! Пасти порву!"
О тюрьме он знал не понаслышке. Нет, Леонов не сидел, но для роли вора по кличке Доцент в Бутырке наблюдал за настоящими зеками. Он был талантливым художником, образ выписывал мучительно. В такие моменты на съёмках к нему лучше было не подходить.
Он снимался у сотни режиссёров, но именно для Георгия Данелии был счастливым талисманом. Как и обязательная в каждом фильме песня. А когда голосом Леонова заговорил Винни Пух, у артиста появился целый рой поклонников среди детей.
Для режиссёра Марка Захарова он был "великим русским артистом", для коллег – авторитетным, но скромным "отцом труппы", а для зрителей – кумиром. Именно "Ленком" стал его театром-домом.
"Без театра никогда не стал бы актёром. Наврёшь сейчас, на репетиции, потом уже никогда по-настоящему не сумеешь этого сделать".
Вся страна переживала, когда во время гастролей в Гамбурге он пережил клиническую смерть.
"Я был в такой ситуации, откуда возврата нет. Многие говорят, что меня спас Бог. Ну, может быть, так".
Шесть лет подряд он выходил на сцену в спектакле с символичным названием "Поминальная молитва". Русский артист играл роль еврейского молочника Тевье, пытаясь выразить личную жизненную формулу.
"Нет таких людей, которым не хотелось бы сделать доброе. Ну, бывает так, ожесточится человек, но это временно. Не сделав доброе, не проживёшь свою жизнь".
Январским вечером 1994-го у Ленкома собралось море людей. Узнав, что из-за смерти Евгения Леонова спектакль отменён, никто билет не сдал. Со свечами в руках зрители стояли до ночи. Это было их поминальной молитвой.