Люди настроения
Игорь Кваша: "Это такое счастье – сделать дело, когда это невозможно сделать"
"Вот живёшь, и кажется, что всё впереди. А потом вдруг ты понимаешь, что жизнь ближе к концу. И пока ты не забыл, надо вернуться".
Он помнил. И описал в своей книге арбатское детство, первых друзей и войну. Игорю было 8 лет, когда его отец, профессор химии Владимир Кваша, имея бронь, ушёл воевать.
В голодное время его мама нашла чужую продовольственную карточку и разыскала хозяина вместе с Игорем. Об этом уроке доброты и честности он хотел рассказать отцу, по которому тосковал, и однажды вместе с другом сбежал к нему на фронт. Юных беглецов сняли с поезда, но Игорь искал отца до конца жизни.
"Это такое счастье – сделать дело, когда это невозможно сделать".
Актёрскую профессию он получил, окончив Школу-студию МХАТ, где вместе с друзьями придумал традицию. После репетиции, выстроившись шеренгой в Камергерском переулке, молодые актёры кланялись Художественному театру. Пока не создали свой – "Современник".
Игорь Кваша, актёр:
– Фурцева спросила: "А кто вообще создал этот театр? Когда мы в Крыжополе открываем новый театр, ЦК даёт разрешение, а ЦК не давало! У нас 27 театров в Москве, нам не нужен 28-й!"
И всё-таки он был создан – 28-й диссидентский театр. Актёры отказывались от званий и наград ради иллюзии свободы, за которую приняли хрущёвскую оттепель. Кваша и Ефремов на листке написали: "Мы, Игорь и Олег, понимаем, что это решает нашу жизнь. Клянёмся всё отдать и не отступить". Кваша не отступил до последнего дня.
Леонид Ярмольник, актёр:
– Он героически вёл себя в профессии, он был очень надёжным человеком. Человеком, с которым не страшно было ни в разведку, ни в работу, ни на баррикады.
В 90-х он был среди тех, кто встал на защиту Белого дома и демократии. В 60-х подписал письмо против ввода войск в Чехословакию. Больше всего Игорь Кваша ценил правду и свободу.
"Обычно бывает один, два близких друга, а у меня было довольно много. Это ближе, чем родственники".
Кваша дружил по-мужски, без оглядки. Аксёнов, Войнович, Высоцкий, Збарский – он общался с ними и за границей, и в Союзе. И никогда не был человеком-маятником.
Он был ведущим поисковой телепередачи 14 лет и надеялся хоть что-то разузнать об отце. О том, что командир сапёрного дивизиона Владимир Кваша попал в плен и был расстрелян, мама ему не сказала. Лишь перед смертью она рассказала эту историю его жене, взяв с неё клятву сохранить это в тайне. Всей правды он так и не узнал.