Люди настроения
Леонид Броневой: "Талант – это чувство меры. Даже в желании жить"
Светские манеры ему привила мама, а мощная фамилия досталась от дяди. Революционер Абрам Факторович подорвал гранатой броневик (отсюда и фамилия). Отец, сотрудник Киевского НКВД, тоже стал Броневым.
Леонид ещё не знал, что отец с особой жестокостью вёл допросы. Словно испытывая за родителя вину, он безропотно принимал от жизни удары: сначала арест отца, потом войну. С мамой он оказался в Ташкенте, где поступил в театральный институт. Будущий студент подрабатывал в закусочных: играл на аккордеоне и читал куплеты. Мало кто знает, но некоторое время Броневой даже работал диктором узбекского радио.
Ташкент, Магнитогорск, Оренбург, Иркутск, Воронеж, Грозный – в надежде на стоящую роль артист мчался в другой город, невзирая на климат и географию. Роли без слов толкали его на сценические хулиганства: Броневой надевал скрипучие сапоги, совершал странные телодвижения, а однажды вышел на авансцену и громко закашлял в сторону зала.
Леонид Броневой, актёр:
– Это, очевидно, интуитивно, из мозжечка. Я хотел показать, что голос есть, но нет слов.
"Меня думали оскорбить, назвав провинциалом, но это был комплимент. Провинциальный артист – это труженик, рабочая лошадь".
И всё же Леонида тянуло в Москву. Переиграв Ленина в разных городах страны, он мечтал наконец расстаться с маской положительного героя. В театрах Броневого не ждали, а он оказался в столице с маленькой дочкой на руках (к тому времени молодой актёр овдовел). Москва, как известно, слезам не верит. Когда ребёнка было нечем кормить, он играл в азартные игры на деньги.
"В любом человеке есть скрытая энергия. Надо только знать, куда её направить".
В конце концов, испытав Броневого на прочность, судьба, расщедрилась. В 1944 году жизнь круто изменилась: он женился на театральной поклоннице и сыграл свою главную кинороль. Фраза: "Штирлиц, а Вас я попрошу остаться" у автора, писателя Юлиана Семёнова, звучит как: "Штирлиц, я вас задержу ещё на минуту". Но Броневой произнёс её так, что она вошла в фольклор. Как и Мюллер, наделённый его обаянием.
Леонид Броневой, актёр:
– Может, правильно меня критиковали. Но играть по-другому я не мог. Тогда нужно было брать другого артиста, который мог бы разоблачить это, играть разоблачительно.
Последние 30 лет он отдал "Ленкому". Марк Захаров ценил талант непредсказуемой игры Броневого и, конечно, его фирменную иронию.
"Талант – это чувство меры. Даже в желании жить".
Сын майора НКВД, он никогда не тосковал по сталинским временам. Народный артист СССР жил в маленькой квартирке и большего не просил. Таким парадоксальным был Леонид Броневой: даже когда было трудно, всегда шёл навстречу судьбе.