В лучших традициях
Гжель
Белоснежный фарфор и синий узор – это гжель. Удивительно, но фирменный кобальтовый цвет не всегда был основным в росписи. Как делают классические, уже знакомые нам тарелки, вазы и статуэтки? Что нового в дизайне и какие изделия позволяют соответствовать современным трендам?
Гжель – народный промысел, вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике. Изначально она была многоцветной. Одна из причин сокращения количества оттенков – удешевление и упрощение производства. Привычный вид изделия приобрели лишь в середине прошлого века.
Производство – процесс трудоёмкий. Сначала делается машинная формовка или ручное литьё, глина приобретает вид будущего изделия. К каждому чайнику работницы приклеивают носик и ручку, то же происходит и с чашками. Кстати, мелкие объёмные элементы вроде цветов, не отливают, их лепит специальный мастер. Оправщики придают изделиям гладкость, как и сотни лет назад. До обжига застывшая глина очень хрупкая, поэтому работа по-прежнему кропотливая.
Анастасия Праведнова, креативный директор завода по производству гжели:
– Гжельская история не может быть краткой, она насчитывает как минимум семь веков. Если мы говорим об истории гжели как художественного промысла, то она идёт с начала XVIII века. Практически каждые 50 лет гжель полностью менялась: начиная от многоцветной, очень яркой майолики до бело-синего и бело-коричневого фаянса.
После первого обжига каждое изделие окунают в фуксин. Это дополнительная проверка качества, когда виден каждый скол. Прошедшие контроль отправляются на ручную роспись. Не стоит удивляться, что до повторной тепловой обработки рисунки выглядят серыми, а основа всё ещё розовая. После обжига изделие приобретёт нужные оттенки, такова особенность сырья.
Анастасия Праведнова, креативный директор завода по производству гжели:
– Синий пигмент, который используется для росписи гжели, – это даже не краска, а оксид кобальта, то есть металла. Если мы добавляем краски, то это усложняет работу художника и делает её более долгой. К тому же краски до обжига и после выглядят по-разному.
На цветные эксперименты художники идут всё чаще: расширенная палитра цветов дарит больше возможностей для самовыражения. Что, кстати, поощряется руководством: производители активно переосмысляют роспись. Из-за советского наследия гжель у большинства стала ассоциироваться исключительно с сувенирной продукцией, которой пользоваться в повседневности не принято.
Мария Калигина, художница завода по производству гжели:
– Если раньше были пышные цветы, то сейчас популярен минимализм – много воздуха и тонкие орнаменты. Всё развивается, и гжель наша тоже должна развиваться.
Стильный стаканчик для кофе с собой? Не вопрос. Объёмная плитка с русалкой? Пожалуйста! Целая линейка с мультяшной пчёлкой? Ни слова больше! Одна из тарелок покупателей и вовсе поразила, поступали даже жалобы о продаже посуды с трещинами. Однако это лишь иллюзия, что элемент собран из нескольких битых. Один из фаворитов – минималистичная коллекция, абсолютное новшество в мире гжели. Даже знаменитая роза выступает в современном прочтении.
Сергей Сысоев, дизайнер, заведующий кафедрой дизайна костюма РГУ имени А.Н. Косыгина:
– Я увидел, что популярность промысла упала и изделия ассоциируются с уходящим поколением. Я предлагаю интересные варианты сервировки. Например, стебель розы расположен на блюдце, а чашка не обязательно должна стоять, она может лежать.
Гжель – это не только про посуду. Знаменитые дизайнеры вдохновляются сочетанием кобальтового синего и белого. При поддержке государства проводятся конкурсы по популяризации промысла, в них участвует молодое поколение. Юные таланты создают граффити, календари и даже шрифты под знаком "гжель" в лучших традициях.