Меню

Москва 19:50 3 декабря 2024

Личное дело

Личное дело изобретателя Грекова

Портреты с табакерку пионера фотографии Алексея Грекова. Как мастеру удавалось делать мини-снимки? Рубрика "Личное дело" восхитилась работами талантливого изобретателя.

Летом 1840 года столичные обыватели с интересом перечитывали любопытную заметку. "Московские ведомости" сообщали: в книжной лавке Ширяева гравёр и изобретатель Вокерг открыл первый в Москве "художественный кабинет" для всех, кто желает получить свой портрет "величиной с табакерку". Съёмки проводятся с восьми утра до трёх часов пополудни.

Чтобы привлечь к себе клиентов, фотограф взял себе псевдоним Вокерг, что звучало на европейский манер, а на самом деле было написанной наоборот его собственной фамилией – Греков.

Алексей Греков родился в 1800 году в Ярославской губернии. Он получил хорошее образование в области инженерии и проявил талант к механике. В своей опубликованной научной работе Греков изложил принцип способа плоской печати с цинковых пластин. Сегодня этот метод известен как офсетная печать.

В 1836-м Греков переезжает в Москву и устраивается в Университетскую типографию. Здесь талантливый изобретатель переводит на русский с иностранных языков и продолжает эксперименты с полиграфией. Вскоре мир узнал об изобретении Луи Дагера, и началась "великая дагеротипная лихорадка".

В начале XIX века слова "фотография" ещё не было, использовалось более подходящее для техники того времени слово – "светопись". Греков решил усовершенствовать метод Дагера. Свои опыты и изобретения он не держал в секрете, а постоянно сообщал о них в прессе. Алексей Греков сумел зафиксировать изображения на светочувствительной бумаге, которую сам же и разработал.

Дагеротипы могли существовать лишь в единственном экземпляре. Греков справился и с этой проблемой, предложив способ "размножения" дагеротипов типографским приёмом с помощью гальванопластики. В мае 1840 года московский изобретатель сообщил о своих достижениях французским академикам и заслужил европейское признание.

Но он не остановился на достигнутом и благодаря своим экспериментам с гальваникой смог сделать изображение более дешёвым. Стоил фотоснимок "без рамки от 7 до 20 рублей ассигнациями, с рамкой – от 10 до 25 рублей". Единственная атрибутированная работа Грекова на сегодняшний день – не полностью сохранившийся портрет графини Екатерины Зубовой.

Он создал собственный дагеративный аппарат и написал инструкцию к нему, а позже стал тиражировать и продавать это изделие. Конструкция состояла из трёх ящиков-секций. Первая – камера-обскура, вторая предназначалась для йодирования пластин, в третьей пластины проявлялись парами ртути.

Техника того времени требовала выдержки при съёмке 23 минуты в хорошую погоду и 45 минут – в пасмурную. Это было огромной проблемой для создания резких фотографий. Грекову удавалось получить кадр всего за 3-5 минут – намного быстрее, чем это было у Дагера. Его новаторством было специально разработанное кресло с подушечками для поддержания головы человека. "Желая вполне передать моим соотечественникам процесс дагеротипа, – пишет Греков, – я вновь прошу каждого купившего и желающего купить снаряд мой отнестись ко мне в случае каких-либо недоразумений; за удовольствие почту несколько раз повторить для него действие снарядом".

К сожалению, прибыль от "художественного кабинета" и продаваемых "снарядов" не покрывала расходы на эксперименты с фотографией. У Грекова появился солидный долг. Он был вынужден закрыть свой фотосалон и уехать в Петербург, где в течение десяти лет пытался расплатиться с долгами, но у него это не получилось. Долгое время Грекова помнили только как человека, у которого купил за 25 рублей свой первый дагеротипный аппарат фотограф Сергей Левицкий. Алексей Греков был талантливым изобретателем и подвижником науки, но не коммерсантом.



Смотрите также

Субботний Рамблер