Крупным планом
Иван Козловский: чародей оперы
Веру в бога он не скрывал, даже когда это было под запретом, включал церковные песни в репертуар и всю жизнь повторял молитву собственного сочинения: "Пошли, Боже, хорошо петь, прославлять свой род и долго жить на свете". В 7 лет деревенский мальчик попал в монастырскую школу, потом – на службу в инженерные войска. Но, услышав его голос, красноармейца Козловского отправили служить сцене.
Он встретил и полюбил актрису Александру Герцик. Она бросила карьеру и стала его женой. В 1926-м, после трёх лет обучения вокалу, Иван Козловский был приглашён в Большой театр. Такого голоса Москва ещё не слышала. Мать не застала его славы, а отец гордился, сидя в ложе и наблюдая, с каким восторгом внимают его Ивану. Им восхищался Шаляпин: "Здорово поёт сволочь Козловский!"
Число его обожательниц не изменилось, даже когда в Большом заблистал ещё один тенор – Сергей Лемешев. Просто в Москве появились "лемешистки" и "козловитянки".
Анна Козловская, внучка И. С. Козловского:
– Поклонницы не очень ладили между собой, козловитянки считались более интеллигентными. Репертуар Козловского был достаточно сложный.
Он легко преображался на сцене, будь то трагедия или исполнение романса. Его талант так восхищал Сталина, что среди ночи вождь приглашал певца на персональный концерт. Божественный голос Ивана Козловского ценили не только в Кремле, но и на фронте.
Во время войны он ездил выступать на передовую, первым внёс в фонд обороны 25 тысяч рублей. На собственные деньги построил музыкальную школу в родной деревне, навещал ветеранов сцены в доме престарелых.
В доме Козловского всегда гостили родственники, односельчане, родственники односельчан. Это вызывало недовольство первой жены, а потом и второй. На курорте он так влюбился в актрису Галину Сергееву, что полез к ней в номер по водосточной трубе с кустом жасмина в зубах. Они оба оставили прежние семьи и прожили четверть века, воспитав двух дочек. А потом Галина ушла к другому. Он не переставал её любить и следующие 30 лет жизни провёл в одиночестве, которое скрашивала любимая внучка. С ней он выходил и в свет, и на прогулку.
Анна Козловская, внучка И. С. Козловского:
– Для того чтобы не заболеть, он обматывался большим шарфом. Начиная уже с конца октября и до мая он ходил, завёрнутый по глаза шарфом, и практически не разговаривал на улице.
Он берёг голос, подаренный свыше. Его молитва о том, чтобы "хорошо петь, прославлять свой род и долго жить на свете" была услышана. Иван Козловский прожил 93 года, успев вдохнуть свой дар в будущее.