Крупным планом
Мишель Легран: "Жизнь – это игра. Нужно что-то сделать между рождением и смертью"
Мама знала, что когда-то он станет великим: мальчика было не оторвать от пианино. К счастью, отец, музыкант, уходя из семьи, забыл забрать инструмент. С тех пор Мишель и его сестра воспитывались в доме деда, армянина Саркиса Тер-Микаэляна, где радио никогда не выключалось.
"Подобрав песню на пианино, я опять слушал радио и выбирал новую. Так, через песню, я пришёл к музыке".
"Он слишком одарён для меня", – повторяли учителя, которых нанимала мама. Дело закончилось тем, что 10-летнего Мишеля приняли в консерваторию. Его наставница, легендарная Надя Буланже, чьими учениками были Джордж Гершвин и Астор Пьяццолла, совершенно не понимала джаз. Мишель отстоял право создавать ту музыку, какую хотел, и вскоре на страстного композитора обратили внимание кинорежиссёры-бунтари. Это было время зарождения французской "новой волны", и Легран оказался на её гребне.
Музыка, которая прежде была на втором плане, в кино стала главной. Уникальный дар сочетать простоту и сложность, счастье и боль оценили режиссёры.
Фильм, где от начала до конца не говорят, а поют, – такого на экране ещё не было. "Шербурские зонтики" принесли создателям мировой успех, несмотря на пессимизм продюсеров. Пронзительная песня о любви зазвучала на всех языках.
15 лет Легран работал в Голливуде с самыми знаменитыми режиссёрами. Музыка к фильмам возвела Леграна на пьедестал и принесла ему три "Оскара".
"Я очень известен в некоторых странах, а в некоторых – нет. Есть страны, где меня никогда не знали и не узнают".
В СССР композитора знали и любили. Особенно за песню из советского фильма "Тегеран-43", которую исполнил Шарль Азнавур. С нашей страной у Леграна была особенная связь. Третья и последняя его жена, актриса Маша Мериль, – из княжеского рода Гагариных, ради неё он перед венчанием принял православие. Композитор и актриса познакомились в 1964 году на пляже во время фестиваля в Бразилии, но договорились забыть вспыхнувшие чувства (он был женат, она собиралась замуж). Спустя полвека они случайно встретились и больше не расставались.
Мишель Легран сочинил 800 мелодий к 250 кинокартинам, подарил меломанам сотню авторских альбомов и, похоже, не успел устать. Чтобы добиться результата, темпераментный маэстро не щадил ни себя, ни музыкантов. Великий Легран искренне не понимал, что для достижения мастерства нужно родиться с талантом, неистово работать и прожить такую же долгую жизнь.
"Жизнь – это игра. Нужно что-то сделать между рождением и смертью. Не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а самому понять, сумеешь ли ты это сделать".